воскресенье, 24 марта 2024 г.

Выступление на педсовете 25.03.2024 г.

  «Курс «Мир профессий», как социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности».

    Актуальность модернизации содержания школы определяется государственной и общественной целевой направленностью – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, т. е. вырастить человека способного нести ответственность за себя, за национальную культуру. Не последним фактором при достижении данной цели выступает задача – помочь определится молодому человеку в выборе своей профессии, то есть социализироваться.

Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. 

Программа «Путешествие в мир профессий» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребенка познакомить школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемая работа становится очередной ступенью в системе работы школы по переходу на предпрофильное и профильное обучение.

О множестве профессий школьники практически не имеют полной информации, поэтому в этом курсе начинается более глубокое знакомство с миром профессий.

В основе данного курса лежит идея знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер деятельности идет опора на типологию, предложенную доктором психологических наук Е.А. Климова. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек - природа».

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи: 

1. Продолжить знакомство обучающихся с разнообразием мира профессий;

2. Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

3. Развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Образовательные задачи:

- Оказать педагогическую поддержку в процессе приобретения обучающимися представлений о профессии;

- Создать условия для изучения обучающимися своих профессиональных возможностей с целью дальнейшего самоопределения и самореализации;

- Организовать знакомство с миром профессий и способом приобретения желаемой профессии.

Воспитательные задачи:

Воспитывать убежденность в необходимости развития способностей, необходимых  для получения избираемой профессии, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и наличия мест, для профессионального обучения наших детей.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, так как каждая изучаемая профессия включает в себя такие разделы, как: знакомство с профессией, специализация (разновидности), требования к людям данной профессии, а также плюсы и минусы профессии.

Занятия, проводятся в различных формах: беседы с презентациями, подбор и просмотр видеосюжетов о профессиях и людях данных профессий, работа с литературными источниками, подбор и разгадывание загадок и ребусов, кроссвордов, изображение профессий в рисунках, дискуссии и  викторины. В основе занятий лежит частичная проектная деятельность с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора обучающихся.

 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий