«Курс «Мир профессий», как социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности».
Актуальность модернизации содержания школы определяется государственной и общественной целевой направленностью – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, т. е. вырастить человека способного нести ответственность за себя, за национальную культуру. Не последним фактором при достижении данной цели выступает задача – помочь определится молодому человеку в выборе своей профессии, то есть социализироваться.
Профориентационная работа занимает важное место в
деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Для
благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил,
возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял
напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе
общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и
получить удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально
указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий,
требующих определённой подготовки и являющихся источником существования
человека. Ориентация - умение разобраться в окружающей
обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В
широком смысле слова профориентация -
система общественного и педагогического воздействия
на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система
государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор
профессии. В узком смысле слова профориентация -
целенаправленная деятельность по формированию у
учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в
достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или
иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на
2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Программа
«Путешествие в мир профессий» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях
формирования социальной сферы интересов личности ребенка познакомить школьников
с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной
подготовки. Таким образом, предлагаемая работа становится очередной ступенью в
системе работы школы по переходу на предпрофильное и профильное обучение.
О множестве
профессий школьники практически не имеют полной информации, поэтому в этом
курсе начинается более глубокое знакомство с миром профессий.
В основе данного
курса лежит идея знакомства с различными сферами человеческой деятельности
через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При
определении этих сфер деятельности идет опора на типологию, предложенную
доктором психологических наук Е.А. Климова. Данная типология позволяет все
многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в
зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек»,
«человек - техника», «человек - художественный образ», «человек - природа».
Цель
курса:
развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально
разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
1. Продолжить знакомство обучающихся с
разнообразием мира профессий;
2. Формировать конкретно-наглядные
представления о существенных сторонах профессии;
3. Развивать интеллектуальные и творческие
возможности детей.
Образовательные задачи:
- Оказать педагогическую поддержку в
процессе приобретения обучающимися представлений о профессии;
- Создать условия для изучения
обучающимися своих профессиональных возможностей с целью дальнейшего
самоопределения и самореализации;
- Организовать знакомство с миром
профессий и способом приобретения желаемой профессии.
Воспитательные задачи:
Воспитывать убежденность в необходимости
развития способностей, необходимых для получения избираемой профессии, с
учетом индивидуальных особенностей обучающихся и наличия мест, для
профессионального обучения наших детей.
Каждое занятие
имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной
профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о
мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии, так как каждая изучаемая профессия включает в себя
такие разделы, как: знакомство с профессией, специализация (разновидности),
требования к людям данной профессии, а также плюсы и минусы профессии.
Занятия,
проводятся в различных формах: беседы с презентациями, подбор и просмотр
видеосюжетов о профессиях и людях данных профессий, работа с литературными
источниками, подбор и разгадывание загадок и ребусов, кроссвордов, изображение
профессий в рисунках, дискуссии и викторины.
В основе занятий лежит частичная проектная деятельность с элементами творчества
и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию
учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию
кругозора обучающихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий