Коррекция

Коррекционные игры и упражнения
Игры и упражнения по развитию восприятия
Упражнение 1. «Какие растения (животные)  спрятаны в рисунках?»
Упражнение 2. «Что в мешочке?». Развитие тактильного восприятия.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д.
Упражнение 3. «Перечисли предметы».
Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов (рисунков растений или животных), относящихся к теме урока или к той или иной учебной ситуации, может быть жизненной ситуации.
Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит «Правильно!», после неправильного – «Неправильно!». Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.
Упражнение 4. «Зрительно-моторная координация».
Нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии или по точкам, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги.
Игры и упражнения по развитию памяти
Упражнение 1. «Рисунок». Ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры, карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание нарисовать то, что он лучше всего запомнил на занятии по теме (тема прошлого занятия или настоящего).
Задание помогает развивать долговременную память, мелкую моторику и задействует интерес ребенка.
На это отводится 5 мин.
Упражнение 2. «Запомни рисунки». Задание предназначено для развития объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки.
Детям дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных животных. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время показа стимульной картинки (А) составляет 30 сек.
Упражнение 3. «Попугайчик». Упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. Инструкция: каждый учащийся по-очереди называет название животного или растения, перед этим повторив все названные раннее:
1. лев  2. лев, рысь    3 лев, рысь, волк    и т.д.
Упражнение 4. «Калейдоскоп». Все игроки выстраиваются в полукруг перед водящим, водящий стоит к ним лицом. Игроки называют водящему по очереди животное (растение), которое каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какое животное (растение) нравится.
Упражнение хорошо использовать в качестве смены виды деятельности, вместо физкультминутки.
Игры и упражнения по развитию внимания
Упражнение 1. Развитие произвольного внимания.
Детям дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 цветочков. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый цветки».
Если ребёнок справился с заданием, постепенно можно усложнять условия. Так же хорошо использовать на уроках в качестве смены виды деятельности.
Упражнение 2. Развитие устойчивости внимания. Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Ребёнку дают небольшой текст и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.
Задание можно использовать на любом уроке. Лучше в начале урока.
Упражнение 3. «Морские волны». Развитие переключения внимания.
Игру хорошо использовать в качестве физ.минутки или как вариант смены деятельности на уроке.
По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.
Упражнение 4. «Гвалт». Развитие концентрации внимания. Один из учеников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или известную всем цитату, пословицу, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за фраза, цитата, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
Упражнение можно использовать на любом занятии. В качестве физ.минутки, смены вида деятельности.
Упражнение 5. «Слухачи». Развивать слуховое внимание.
Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в лесу, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» на поле или лугу, затем – на звуки на болоте и т.д.
По окончании цепочки переключения слухового внимания предложить детям угадать, откуда тот или иной звук.
Игры и упражнения по развитию мышления
Упражнение 1. «Расскажи по картинке». Ребенку предлагается рисунок, картинка, иллюстрация по теме урока. Ребенка просят, внимательно рассмотрев рисунок, картинку рассказать, как он понимает то, что изображено на ней. Данное упражнение тренирует наглядно-образное мышление, речь, память.
За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только рассказать о событии, относящейся к теме урока, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на рисунке показано именно это, а не какое-либо иное событие.
Упражнение 2. «Кому чего недостает?»
Упражнение предназначено для развития наглядно-образного мышления. Детям показывают иллюстрации с объектами, предметами или событиями, на которых не достает каких-лидо деталей. Ребенок должен увидеть, чего именно не хватает этой иллюстрации. Иллюстрации используются по теме урока.
Упражнение 3. «Аналогии». На доске представлены задания. В левой части каждого задания одно под другим расположены два слова, которые находятся в определенном логическом отношении. Справа контрольное слово, а под чертой – 5 вариантов ответа. Необходимо выбрать одно из этих пяти, которое находится в такой же логической связи с контрольным, как и левая пара слов
Упражнение 4. «Исключение понятий». Развитие процессов обобщения и отвлечения. Учитель предлагает ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».
Например:
1. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
2. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
Упражнение 5. «Назови слова». Развитие словесного мышления. Учитель называет ребенку некоторое слово или понятие из соответствующей темы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к данной теме.
Упражнение 6. «Определение понятий». Ребенку предлагают наборы слов и понятий, которые относятся к определенной теме. Предлагается следующая инструкция: Перед тобой слова. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Как бы ты объяснил это?».
Упражнение 7. «Вербальная гибкость».  Детей просят за одну минуту написать как можно больше слов, относящихся к той или иной теме урока. Темы задает учитель. Слова не должны дублировать друг друга.
Или детям предъявляется набор из букв: «С Ч Л О И» (число). Дети должны расшифровать слова.
Упражнение 8. «Использование предметов». Детям дается задание: перечислить как можно больше жизненных ситуаций и способов использования тех или иных объектов, предметов.
Например, на уроке биологии: то или иное растение (для чего оно нужно, польза, значение этого растения, что можно, чего нельзя сделать с этим растением и т.д.). Такое задание помогает в развитии логического мышления и используется в качестве смены вида деятельности на уроке, разнообразит урок.
Упражнение 9. «Последствия ситуации». Перечислить различные последствия какого-нибудь явления.
Например, на уроке биологии: «Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке».
Такие задания развивают мышление и воображение, разнообразят урок, обращаются к интересу и эмоциям детей.
Упражнение 10. «Слова». Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Например, по биологии:
- подумай, какое слово может начинаться на слог «рас» - «растение».
- подумай, какое слово может оканчиваться на слог «ток» - «цветок».
Задание можно использовать в начале урока.
Задание можно использовать в середине занятия, как письменное и как устное.
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики
Игра 1. «Многоножки». Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
Игра 2. «Двуножки». Игра проводится аналогично предыдущей, но «в гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками" левой и правой руки.
Игра 3. «Слоны». Средний палец правой или левой руки превращается «в хобот», остальные – в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
Игра 4. «Не урони!». Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить.
Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок.
Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее – безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.)
Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.
Игру хорошо использовать в качестве смены вида деятельности.
Игра 5. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

Игра 6. Графические диктанты. Рисование кроссвордов под диктовку учителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий