Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Школа - интернат № 14»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению
для 5-6 классов
2023 - 2024 учебный год
Учитель высшей квалификационной категории
1. Приказа
Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 – «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
2. Приказа
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
3. Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) КГКОУ ШИ № 14 на
2023/2024 учебный год.
4. Федерального перечня
учебников №858 от 21.09.2022 г, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
действительный до 25.09.2025 г.
5. Учебного плана
КГКОУ ШИ № 14 на 2023/2024 учебный год.
Курс "Природоведение" ставит своей целью: расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса "Природоведение" являются:
- формировать элементарные научные знания
о живой и неживой природе;
- демонстрировать тесную взаимосвязь между
живой и неживой природой;
- формировать специальные и общеучебные
умения и навыки;
- воспитывать бережное отношение к природе,
ее ресурсам, знакомить с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитывать социально значимые качества
личности.
В процессе
изучения природоведческого материала у обучающихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление,
умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи и зависимости.
Первые
природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном
возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников
специальной коррекционной образовательной организации формируются
первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе,
знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы,
сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные
сведения об охране здоровья человека.
Курс
"Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет
переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к
систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит
основой для них.
Согласно учебному плану, на изучение учебного предмета «Природоведение» отведено всего 136 часов, из них 5 класс - 68 часов (34 учебных недели) 2 часа в неделю, 6 класс – 68 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Природоведение»
5 класс
Личностные
результаты:
-
интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее
природным богатствам;
-
овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни,
умения соблюдать правила личной гигиены, режима дня;
-
владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке
-
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и неживой
природы;
-
установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и
другим материальным ценностям.
Минимальный
уровень:
-узнавать и называть изученные объекты (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на
иллюстрациях, фотографиях;
-развивать представления о назначении изученных объектов, их роли
в окружающем мире;
-относить изученные объекты к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
- называть сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе (полезные ископаемые);
- соблюдать правила гигиены и здорового образа жизни, понимать их
значения в жизни человека;
- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
- выполнять несложные задания под контролем учителя;
- адекватно оценивать свою работу, понимать оценки педагога.
Достаточный
уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
- знать способы получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию учителя;
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами,
их месте в окружающем мире;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые, металлы,
цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
- называть сходные по определенным признакам объекты из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснять своё
решение;
- выделять существенные признаки групп объектов;
- знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и
обществе, правила здорового образа жизни;
- участвовать в беседе; обсуждении изученного; проявлять желание
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысливать оценку своей работы и работы
одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания,
адекватно воспринимать похвалу;
- совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
- выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
- осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Базовые учебные
действия
Личностные
УД:
-
формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни;
-
мотивировать к творческому труду, работе на результат;
-
развивать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные
УД:
-адекватно
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т.д.);
-работать
с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
-принимать
цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
-активно
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
-соотносить
свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные
УД:
- называть конкретные предметы и явления в
окружающей действительности, давать им обобщенные названия;
- связно пояснять проведенные наблюдения,
самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические
работы;
- соблюдать правила личной гигиены,
правильной осанки, безопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на
экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не
губить растения.
- обращаться с самым простым лабораторным
оборудованием;
-
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
-
определять температуру воды и воздуха;
- знать обобщенные и конкретные названия
предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие
неживой и живой природы; отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов,
воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть
воды и движения воздуха; характерные признаки некоторых полезных ископаемых,
песчаной и глинистой почвы.
- знать расположение Российской Федерации на
географической карте. Расположение столицы; чем занимается население страны
(хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (воздух, реки, моря,
полезные ископаемые, почва); основные правила охраны природы и необходимость
бережного отношения к ней.
Коммуникативные
УД:
-вступать
в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель-класс);
-использовать
принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться
за помощью и принимать помощь;
-слушать
и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать
с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно
относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться
и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации.
6 класс
Личностные результаты:
-
воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
-
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных
социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания, -
- ухаживание за комнатными растениями и домашними животными;
-
формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести
здоровый образ жизни;
-
овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, -
-- формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при
незначительных травмах;
-
формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам живой и
неживой природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях,
фотографиях;
- иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
- относить изученные объекты к определенным группам (осина-
лиственное дерево леса);
- называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой
группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);
- называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную
книгу России;
- соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа
жизни, понимать их значение в жизни человека;
- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
- выполнять несложные задания под контролем учителя;
- адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное
отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный
уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по
заданию педагога;
- устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее
растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее
летом);
- называть сходные по определенным признакам объекты из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое
решение;
выделять существенные признаки групп объектов;
- знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и
обществе, правила здорового образа жизни;
- участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная
оценка своей работы:
- соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
- выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
- осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Личностные
УД:
- установка на
безопасный, здоровый образ жизни;
- мотивация к
творческому труду, работе на результат;
- бережное
отношение к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные
УД:
-адекватно использовать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
-работать с учебными принадлежностями и
организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты
с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные
УД:
- называть конкретные предметы и явления в
окружающей действительности, давать им обобщенные названия;
- устанавливать простейшие связи между
обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными
и человеком) и природными явлениями;
- связно пояснять проведенные наблюдения,
самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические
работы;
- соблюдать правила личной гигиены,
правильной осанки, безопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на
экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не
губить растения.
- обращаться с самым простым лабораторным
оборудованием;
-
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
- знать обобщенные и конкретные названия
растений (деревья, кустарники, травы) и животных (рыбы, насекомые, птицы,
звери), явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие
неживой и живой природы; основные правила охраны природы и необходимость
бережного отношения к ней; основные части тела человека, значение его наружных
и внутренних органов, их взаимосвязь.
Коммуникативные
УД:
-вступать в контакт и работать в коллективе
(учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение
с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Оценка предметных результатов
осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся,
выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов
учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Оценка личностных результатов
предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах:
0
баллов - нет фиксируемой динамики;
1
балл - минимальная динамика;
2
балла - удовлетворительная динамика;
3
балла - значительная динамика.
Оценка
«5» ставится
за:
полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
правильно раскрытое содержание понятий, закономерностей,
биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
правильное использование рисунков, гербариев, натуральных объектов
и других источников знаний,
самостоятельный ответ, с
опорой на ранее приобретенные знания;
соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
знание всего учебного программного
материала;
умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
незначительные (негрубые)
ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных
правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «3» ставится
обучающемуся за следующее:
знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных
требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,
необходимость незначительной помощи преподавателя;
умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на видоизмененные вопросы;
наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное
несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Оценка
«2» - не ставится
Содержание учебного предмета "Природоведение"
Программа по
природоведению состоит из шести разделов: "Вселенная", "Наш дом
- Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный
мир", "Животный мир", "Человек".
При изучении раздела "Вселенная"
обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей
исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о
значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в
природе. Педагогический работник может познакомить обучающихся с названиями
планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения
этих названий.
В разделе
"Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и
гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,
принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает
также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел "Есть на Земле страна
Россия" завершает изучение неживой природы в V классе и готовит
обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми
географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например,
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей).
Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от
обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на
географической карте. При изучении этого раздела уместно опираться на знания
обучающихся о своем родном крае.
При изучении
растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания,
полученные на I этапе обучения. Приводятся простейшие классификации растений и
животных. Педагогическому работнику необходимо обратить внимание обучающихся на
характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь
всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость
охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны
представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть
времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и
своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными
растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся,
воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы,
умение видеть её красоту.
Раздел
"Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового
образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию
необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс
обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе,
полученные в курсе "Природоведение".
В процессе
изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса:
Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в
связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные
ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит
состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек - частица
Вселенной. Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину
окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как
часть планеты Земля.
Одной из задач
учебного предмета "Природоведение" является формирование мотивации к
изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой
предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые
опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни
знания, полученные на уроках.
Рекомендуется
проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий
обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых
предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному
формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием
учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных
программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
Курс
"Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению
географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому
данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов,
специальных терминов (например, таких как корень, стебель, лист, млекопитающие,
внутренние органы, равнина, глобус, карта):
5
класс
1) Введение. Что такое природоведение.
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и
неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
2) Вселенная. Солнечная система. Солнце.
Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники.
Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
3) Цикличность изменений в природе.
Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
4) Наш дом - Земля. Планета Земля. Форма
Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
5) Воздух.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для
жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность,
бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха.
Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.
Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый
воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается
вниз. Движение воздуха.
6) Знакомство с термометрами. Измерение
температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ,
азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для
дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого
газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе.
Направление ветра. Ураган, способы защиты.
7) Чистый и загрязненный воздух. Примеси в
воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха
в природе.
8) Поверхность суши. Почва.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва - верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок,
вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы.
Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли - минеральная часть
почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые
почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду,
пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным
свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие.
Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
9) Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые. Виды полезных
ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в
качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний
вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование
торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного
угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет
и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти:
бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах,
горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для
получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и
чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость,
пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов
от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства
алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к
ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость,
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и
использование.
10) Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых
организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при
нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность
растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар). Учет и использование
свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода.
Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе:
минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее
измерение. Единица измерения температуры - градус. Температура плавления льда и
кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий.
Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе.
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота,
пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни
человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Охрана воды.
11) Есть на Земле страна - Россия.
Россия - Родина моя. Место России на
земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории
нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро
Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва
- столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей
страны.
6
класс
12) Растительный мир Земли.
Живая природа. Биосфера: растения,
животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей
планете.
Среда обитания растений (растения леса,
поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и
культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения,
внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные,
сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний
вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места
произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места
произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход.
Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с
холодным, умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных
климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и
культурные.
Красная книга России и своей области
(края).
13) Животный мир Земли.
Разнообразие животного мира. Среда
обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы.
Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в
природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ
жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда
обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние
животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке
или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк,
черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с
холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных.
Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области (края).
14) Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части
тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм.
Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание,
водные процедуры).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения.
Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим.
Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения.
Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской
помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных
заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего населенного
пункта. Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.
15) Обобщающие уроки.
Наш город (посёлок, село, деревня).
Рельеф и водоёмы. Растения и животные
своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и
исторические памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции
своего края.
Учебно-тематическое планирование
5 класс.
№ п/п |
Наименование
разделов учебного предмета |
Количество часов |
1. |
Введение |
1 |
2. |
Вселенная |
6 |
3. |
Наш дом — Земля |
46 |
4. |
Есть на Земле страна — Россия |
15 |
Итого |
68 |
6 класс.
№ п/п |
Наименование
разделов учебного предмета |
Количество часов |
1. |
Введение |
1 |
2. |
Растительный мир Земли |
17 |
3. |
Животный мир Земли |
35 |
4. |
Человек |
13 |
5. |
Обобщение
и закрепление |
2 |
Итого |
68 |
Используемая
литература
1. Данная рабочая программа
предусматривает обучение по учебникам для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида:
-
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина
«Природоведение. 5 класс»; Москва, Просвещение, 2018г..
-
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение.
6 класс»; Москва, Просвещение, 2019г.;
2. Авторская программа Т.М. Лифановой,
Е.Н. Соломиной «Природоведение. Биология. География. ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы»
Ресурсное обеспечение
Ресурсное обеспечение образовательного
процесса, реализуемого на основе данной рабочей программы для достижения
планируемых результатов представлено следующими объектами и средствами:
1.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
-
Классная доска;
-
Персональный ноутбук (у учителя);
-
Телевизор.
2.
Учебно-практическое оборудование:
- Цифровой микроскоп;
- Оборудование для проведения опытов, лупа;
- Таблицы;
- Карточки.
3.
Информационные источники:
-
Презентации для использования на уроках;
-
Учебные фильмы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий