четверг, 24 августа 2023 г.

Рабочая программа по биологии

 Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа - интернат  № 14»

                                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 7-9 классов

2023 - 2024 учебный год

                                                                                           Составитель: Зверкова Евгения Геннадьевна

                                                    Учитель высшей квалификационной категории

                                                                        Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

2. Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) КГКОУ ШИ № 14 на 2023/2024 учебный год.

4. Федерального перечня учебников №858 от 21.09.2022 г, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, действительный до 25.09.2025 г.

5. Учебного плана КГКОУ ШИ № 14 на 2023/2024 учебный год.

Учебный предмет «Биология» состоит из трёх разделов, каждый из которых рассчитан на 1 год: «Растения» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек и его здоровье» (9 класс).

Целью курса «Биология» является формирование у обучающихся знаний о характерных признаках растений и животных, как представителей отдельных царств живой природы, представлений о принципах современной классификации растительного и животного мира.

Формирование у обучающихся знаний о человеке, как биосоциальном существе; о строении и работе систем органов с целью сохранения здоровья человека.

Основные задачи изучения биологии:

- формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

- показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

- формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

- развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Согласно учебному плану, на изучение учебного предмета «Биология» отведено всего 204 часа, из них 7 класс - 68 часов (34 учебных недели) 2 часа в неделю, 8 класс – 68 часов, 2 часа в неделю, 9 класс – 68 часов, 2 часа в неделю.

 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

7 класс

Личностные результаты.

Формировать:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; 

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-узнавать и называть изученные растения на иллюстрациях, фотографиях;

-иметь представления о назначении растений, их роли в окружающем мире;

-относить изученные растения к определенным группам (дерево, кустарник, трава);

-соблюдать элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (сбор и употребление ягод, грибов);

-выполнять несложные задания под контролем учителя;

-давать адекватную оценку своей работы, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценки педагога.

Достаточный уровень:

-узнавать и называть изученные растения в натуральном виде в естественных условиях;

- знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

-иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-относить изученные растения к определенным группам с учетом раз­лич­ных оснований для классификации (клевер ― травянистое луговое дикорастущее ра­стение; кормовое растение; медонос; растение, цветущее ле­том);

-знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

-участвовать в беседе; обсуждении изученного; проявлять желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно давать оценку своей работы и работы одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалы;

-совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнять доступные возрасту природоохранительных действия;

-осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.

Базовые учебные действия

Личностные УД.

Формировать:

- установку на безопасный, здоровый образ жизни;

- мотивация к творческому труду, работе на результат;

- бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные УД:

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

-    называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

- устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

-  обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;

- знать основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- знать специальные термины, слова и понятия, использовать их в своей речи.

Коммуникативные УД:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

 

8 класс «Биология. Животные»

Личностные результаты

Формировать:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; 

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-узнавать и называть изученных животных на иллюстрациях, фотографиях;

- иметь представления о назначении животных, их роли в окружающем мире;

-относить изученных животных к определенным группам (черви, птицы, рыбы, звери);

-соблюдать элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (элементарный уход за домашними животными);

-выполнять несложные задания под контролем учителя;

-адекватно оценивать свою работы, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценки педагога.

Достаточный уровень:

-узнавать и называть изученных животных в натуральном виде в естественных условиях; знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

-иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-относить изученных животных к определенным группам с учетом раз¬лич¬ных оснований для классификации (мышь – животное, млекопитающее, грызун);

-выделять существенные признаки групп объектов (хищники, грызуны, ластоногие, приматы);

-знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

-участвовать в беседе; обсуждении изученного; проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалы;

-совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

-осуществлять деятельность по уходу за домашними животными.

Базовые учебные действия

Личностные УД

Формировать:

- установку на безопасный, здоровый образ жизни;

- мотивацию к творческому труду, работе на результат;

- бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные УД:

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

-  обучающиеся должны знать основные отличия животных от растений. Основные отличительные признаки насекомых и червей, их образе жизни, методы профилактики и борьбы с глистными заболеваниями. Признаки сходства и различия между группами (классами) животных; общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп; особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.

- обучающиеся должны уметь узнавать изученных животных и кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание); осуществлять уход за некоторыми животными.

-    связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

-    выполнять рекомендуемые практические работы;

-    соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

-    соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить.

-  обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;

-   знать основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- знать специальные термины, слова и понятия, использовать их в своей речи.

Коммуникативные УД:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

 

9 класс. «Человек и его здоровье»

Личностные результаты

Формировать:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях (индивидуальные возможности организма), о насущно необходимом для жизнеобеспечения (правильное питание, соблюдение режима дня, соблюдение гигиенических правил и норм, отказ от вредных привычек; чередование труда и отдыха, профилактические прививки и ежегодная диспансеризация, охрана окружающей среды и т.п.);

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (на уроке, дома, в поликлинике, на городских мероприятиях и т.д.);

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям окружающей среды;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- иметь представления о человеке, как части живой природы;

- иметь представления о том, что организм человека состоит из клеток, органов и систем органов;

- иметь представления о разных системах человеческого организма (опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, нервной), их строении;

- знать правила здорового образа жизни;

- применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях;

- выполнять совместно с учителем практические работы.

Достаточный уровень:

-иметь представление об анатомии, физиологии и гигиене как науках о человеке;

- знать системы органов и органов, их составляющих, их функциях;

- осознавать взаимосвязи между органами и системами органов у человека;

- знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения;

- владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых, учебно-трудовых ситуациях;

- выполнять практические работы самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога;

- осознавать взаимосвязи между наличием вредных привычек и потерей здоровья, сокращением продолжительности жизни;

- знать способы самонаблюдения, описания особенностей своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, нормы температуры, кровяного давления).

Базовые учебные действия

Личностные УД

Формировать:

- установку на безопасный, здоровый образ жизни;

- мотивацию к творческому труду, работе на результат;

- бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные УД:

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

-  обучающиеся должны знать основные отличия человека от млекопитающих животных, как человека разумного. Названия, строение и расположение основных органов организма человека, элементарное представление о функциях систем органов.

Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на организм. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда и отдыха; факторы, сохраняющие здоровье; основные болезни цивилизации.

- обучающиеся должны уметь определять, к какой системе относится тот или иной орган. Применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья; оказывать доврачебную помощь при вывихах суставов, растяжении связок, переломах костей. Оказывать первую помощь при кровотечениях; подсчитать пульс. Применять приобретённые знания о гигиене дыхания и питания в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья. Применять полученные знания по уходу за кожей, ногтями и волосами; оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Составлять и соблюдать режим дня; применять приобретённые знания о гигиене выделительной системы в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья. Применять правила гигиены ко всем органам чувств. Применять меры профилактики против болезней цивилизации.

Коммуникативные УД:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

1 балл - минимальная динамика;

2 балла - удовлетворительная динамика;

3 балла - значительная динамика.

Устный ответ:

Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:

показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;

умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Оценка  «4» ставится в случае, если обучающийся:

показывает знания всего изученного программного материала;

умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:

показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований;

умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Оценка «2» не ставится.

Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по биологии.

 Оценка «5»:

правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

полно раскрыто содержание материала в объеме программы;

четко и правильно даны определения;

вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка «4»:

наблюдение проведено самостоятельно;

 частично раскрыто основное содержание материала;

в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения;

вывод неполный.

Оценка «3»:

наблюдение проведено с помощью учителя;

усвоено основное содержание материала;

определения понятий нечеткие;

допущены ошибки и неточности в выводе.

наблюдение проведено с помощью учителя;

усвоено основное содержание материала;

определения понятий нечеткие;

допущены ошибки и неточности в выводе.

Оценка «2» не ставится.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится если:

обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится если:

обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если:

обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок;

обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или  допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух-трех негрубых ошибок.

Оценка «2» не ставится.

 Содержание учебного предмета "Биология".

7 класс. «Растения».

1) Введение.

2) Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения, животные, человек.

3) Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).

4) Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.

5) Общие сведения о цветковых растениях.

6) Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки).

7) Подземные и наземные органы растения.

8) Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).

9) Стебель. Строение стебля. Образование стебля. Побег. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся.

10) Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения - образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.

11) Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

12) Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.

13) Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на свету.

14) Лабораторные работы по теме: органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени.

15) Практические работы. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление). Определение всхожести семян.

16) Растения леса.

17) Некоторые биологические особенности леса.

18) Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.

19) Хвойные деревья: ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для данного края.

20) Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных пород.

21) Лесные кустарники. Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от кустарников.

22) Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование человеком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.

23) Ягодные кустарнички. Черника, брусника. Особенности внешнего строения. Биология этих растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сбора и заготовки.

24) Травы. Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2-3 вида других местных травянистых растений. Практическое значение этих растений.

25) Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.

26) Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).

27) Охрана леса. Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги. Лес - наше богатство (работа лесничества по охране и разведению лесов).

28) Практические работы. Определение возраста лиственных деревьев по годичным кольцам, а хвойных деревьев - по мутовкам. Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление альбома "Растения леса". Лепка из пластилина моделей различных видов лесных грибов. Подбор литературных произведений с описанием леса ("Русский лес в поэзии и прозе"),

29) Экскурсии на природу для ознакомления с разнообразием растений, с распространением плодов и семян, с осенними явлениями в жизни растений.

30) Комнатные растения.

31) Разнообразие комнатных растений.

32) Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум).

33) Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для данной местности).

34) Влаголюбивые (циперус, аспарагус).

35) Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).

36) Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров из комнатных растений.

37) Практические работы. Черенкование комнатных растений. Посадка укоренённых черенков. Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка. Зарисовка в тетрадях. Составление композиций из комнатных растений.

38) Цветочно-декоративные растения.

39) Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение в цветнике. Виды цветников, их дизайн.

40) Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике.

41) Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины).

42) Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.

43) Растения поля.

44) Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к людям, его выращивающим.

45) Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник.

46) Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда изо льна и хлопка.

47) Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.

48) Внешний вид. Борьба с сорными растениями.

49) Овощные растения.

50) Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп - по выбору педагогического работника).

51) Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.

52) Многолетние овощные растения: лук.

53) Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени.

54) Выращивание: посев, уход, уборка.

55) Польза овощных растений. Овощи - источник здоровья (витамины).

56) Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.

57) Практические работы: выращивание рассады. Определение основных групп семян овощных растений. Посадка, прополка, уход за овощными растениями на пришкольном участке, сбор урожая.

58) Растения сада.

59) Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы, персики - для южных регионов).

60) Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними.

61) Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.

62) Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев. Рыхление междурядий на делянках земляники. Уборка прошлогодней листвы. Беление стволов плодовых деревьев. Экскурсия в цветущий сад.

8 класс. «Животные».

Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию биологических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изучения предмета к практико-теоретическому, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.

Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов.

Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.

В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению причинно-следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических умений (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических правил).

При изучении раздела «Черви» обучающиеся  знакомятся с внешним видом дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.

В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним строением, образом жизни, питанием, дыханием способом передвижения, размножением насекомых.

Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб, средой обитания, с представителями речных и морских рыб.

В разделе «Земноводные» обучающиеся  знакомятся с общими признаками земноводных, средой обитания.

Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся  знакомятся с общими признаками пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение.

Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой птиц: средой обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение.

В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими признаками, разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих.

Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на знакомство с общими признаками, разнообразием, строение и образом жизни сельскохозяйственных млекопитающих.

 9 класс «Человек и его здоровье»

1) Введение.

2) Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

3) Общее знакомство с организмом человека.

4) Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

5) Опора и движение.

6) Скелет человека.

7) Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.

8) Череп.

9) Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.

10) Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.

11) Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.

12) Практические работы. Определение правильной осанки.

13) Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.

14) Мышцы.

15) Движение - важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).

16) Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.

17) Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.

18) Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.

19) Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.

20) Кровообращение.

21) Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.

22) Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.

23) Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

24) Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

25) Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему.

26) Первая помощь при кровотечении. Донорство - это почетно.

27) Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления с помощью педагогического работника в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны. Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Запись в "Блокноте на память" своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления.

28) Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

29) Дыхание.

30) Значение дыхания для растений, животных, человека.

31) Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.

32) Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.

33) Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез).

34) Влияние никотина на органы дыхания.

35) Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.

36) Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.

37) Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.

38) Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка).

39) Питание и пищеварение.

40) Особенности питания растений, животных, человека.

41) Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.

42) Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.

43) Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.

44) Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.

45) Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему.

46) Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

47) Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

48) Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.

49) Выделение.

50) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).

51) Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.

52) Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.

53) Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.

54) Простейшее чтение с помощью педагогического работника результатов анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).

55) Размножение и развитие.

56) Особенности мужского и женского организма.

57) Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека.

58) Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.

59) Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным.

60) Рост и развитие обучающегося.

61) Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт.

62) Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.

63) Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.

64) Покровы тела.

65) Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.

66) Производные кожи: волосы, ногти.

67) Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).

68) Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

69) Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.

70) Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

71) Нервная система.

72) Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

73) Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.

74) Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.

75) Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.

76) Демонстрация модели головного мозга.

77) Органы чувств.

78) Значение органов чувств у животных и человека.

79) Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

80) Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.

81) Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

82) Охрана всех органов чувств.

83) Демонстрация муляжей глаза и уха.

 Учебно - тематический план 

Класс

№ темы

Название  темы

Количество часов

7

1.

Введение.

4

 

2.

Обще знакомство с цветковыми растениями.

25

 

3.

Растения леса

10

 

4.

Комнатные растения

6

 

5.

Цветочно-декоративные растения

3

 

6.

Растения поля

6

 

7.

Овощные растения

6

 

 

Растения сада.

8

 

 

Всего:

68

8

1.

Введение. Многообразие и значение животного мира.

1

 

2.

Беспозвоночные животные.

12

 

3.

Позвоночные животные.

55

 

 

Всего:

68

9

1.

Введение.

2

 

2.

Общий обзор организма человека.

2

 

3.

Опора тела и движение.

12

 

4.

Кровь и кровообращение.

7

 

5.

Дыхание.

5

 

6.

Пищеварение.

11

 

7.

Мочевыделительная система

2

 

8.

Кожа.

6

 

9.

Нервная система.

4

 

10.

Органы чувств.

7

 

11.

Размножение и развитие.

8

 

11.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

2

 

 

                                         Всего:

68

 

Ресурсное обеспечение

Ресурсное обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе данной рабочей программы для достижения планируемых результатов представлено следующими объектами и средствами:

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

-Классная доска;

- Персональный ноутбук (у учителя);

- Телевизор.

       2. Учебно-практическое оборудование:

            - Цифровой микроскоп;

            - Оборудование для проведения опытов, лупа;

            - Таблицы;

            - Карточки.

       3. Информационные источники:

- Презентации для использования на уроках;

- Учебные фильмы.

 Используемая литература

Данная рабочая программа предусматривает обучение по учебникам для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

1. А.И.Никишов, А.В.Теремов «Биология. Животные. 8 класс», Москва, «Просвещение», 2008;

2. Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева,  «Биология. Человек. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2010.

3. А.Клепинина,  «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс», Москва, «Просвещение», 2020.

Комментариев нет:

Отправить комментарий