«Здоровьесберегающие технологии как фактор
профилактики заболеваний школьников, связанных с использованием ИКТ в
образовательном процессе»
Подготовила Е.Г.Зверкова
На современном
этапе развития нашей цивилизации на
детей обрушивается океан информации, которую нужно обработать и применить. Компьютер сегодня
занял своё ведущее место в образовании и становится универсальным средством в
обучении. Он позволяет показать всё в движении, проанализировать события,
поставить определённые проблемы, организовать совместную деятельность учителя и
учащихся, при котором можно управлять учебным процессом, обеспечивая каждому
ученику свой путь деятельности и свой темп, тем самым, создавая комфортные
условия для развития личности ребёнка, способствуя успешному усвоению знаний.
Информатизация
школы – это не только преподавание основ предмета информатики школьникам, а
широкое применение информационных технологий в образовании с целью развития
личности каждого ребёнка. Использование информационных технологий в учебном
процессе даёт возможность эффективно решать актуальнейшие задачи образования.
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию
педагогических процессов на основе внедрения в образовательный процесс
информационной продукции, средств, технологий. Их использование в учебном
процессе связано со значительной умственной, эмоциональной, зрительной и
статической нагрузками, которые постоянно испытывают учащиеся, работая с
компьютерами. Кроме того, в кабинетах, где функционируют компьютеры,
формируются специфические условия окружающей среды: изменяется температурно-влажностная
характеристика воздуха, уровни шума, электрического и радиационного поля.
По данным НИИ
гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние
здоровья детей школьного возраста
ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в
состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические заболевания – 15,9
до 17,3%. Исследования показывают, что
около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в
состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось
в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до
12,3%. С нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С
нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.
В условиях восприятия учебной информации с
экрана монитора значительно возрастает зрительная нагрузка. Восприятие знаков
со светящегося экрана, вызывает
напряжение разрешающей способности глаза. В неблагоприятных условиях работы это
может приводить к повышенному утомлению зрения, появлению различного рода
жалоб.
Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеем,
обусловленная относительно неподвижной рабочей позой, может привести к
усталости и болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины, к нарушениям
опорно-двигательного аппарата. Утомление, а также неблагоприятные изменения в
состоянии здоровья развиваются особенно быстро в результате нерационального
режима труда и отдыха и плохих, не отвечающих гигиеническим требованиям,
условий окружающей среды. Все это может способствовать ухудшению состояния
здоровья учащихся.
Возникает
проблема – с одной стороны необходимо вводить современные
информационно-коммуникативные технологии в обучение школьников, а с другой
стороны нужно разрабатывать такие системы обучения, которые направлены на
сохранение и укрепление здоровья детей.
Здоровьесберегающие
технологии должны прийти на помощь школе. Именно здоровьесберегающие технологии
являются составляющими здоровьесберегающей педагогики, главной отличительной
особенностью которой является приоритет здоровья среди других направлений
работы школы.
Здоровьесберегающая
технология - это
• условия
обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований,
адекватность методик обучения и воспитания)
• рациональная
организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,
индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
• соответствие
учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
• необходимый
достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Формирование и
развитие здоровьесберегающей среды школы включает в себя ряд мероприятий,
непосредственно связанных с использованием средств ИКТ, а именно:
• повышение
компетентности и уровня знаний педагогов
в области педагогики, физиологии, психологии, экологии по
здоровьесберегающему сопровождению учебно-воспитательного процесса;
• организация
учета динамики работоспособности школьников во время учебно-воспитательного
процесса;
• организация
чередования различных видов деятельности;
• организация
сочетания труда и отдыха во время учебно-воспитательного процесса
• организация
динамических пауз во время обучения.
В вопросах профилактики заболеваний должны выполняться основные требования:
-
Эргономичная организация рабочего места:
-
Нормированное время работы за компьютером
-
Выполнение упражнений для снятия усталости и зрительного напряжения
-
Использование мониторов с защитным экраном
-
Ежегодное проведение профилактических осмотров у специалистов
-
Самопрофилактика заболеваний, связанных с работой за компьютером
-
Выполнение релаксационных упражнений по снятию утомления.
-
Оптимальная поза при работе с компьютером
-
Идеальный вариант освещения – приглушенный рассеянный свет;
-
Экран монитора должен быть абсолютно чистым;
-
Монитор и клавиатура должны быть расположены на столе прямо;
-
Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз;
-
Экран монитора должен быть удален от глаз на 50-60 см;
-
Уровень электромагнитного излучения сбоку и сзади монитора выше, чем спереди,
поэтому лучше установить компьютер в углу комнаты
-
Делайте чаще влажную уборку комнаты, где работает компьютер, проветривайте её.
Комментариев нет:
Отправить комментарий