четверг, 28 декабря 2023 г.

Сообщение на МО учителей общеобразовательных дисциплин

«Применение технологии развивающего обучения на уроках природоведения»

Сообщение подготовила:Зверкова Е.Г.

         Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу хорошо и отлично, не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. А для этого, конечно же, необходимо осваивать новые технологии.В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность изменений в школе.

 Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения

 Понятие «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову, его содержание, смысловое значение, взаимосвязи с основными психолого-педагогическими категориями раскрываются в ряде определений-обобщений.

 Обобщение 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятелъностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Развитие личности и его закономерности. Личность - динамическое понятие: она претерпевает в течение жизни изменения, которые называют развитием (прогрессивным или регрессивным).

 Развитие (прогрессивное) — это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

 Обобщение 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.

 Физическое развитие ребенка осуществляется весьма наглядно по генетической программе в виде роста размеров скелета, мышечной массы и пр. Также очевидно, что внешние условия определяют огромный диапазон результатов: ребенок может быть более или менее здоров, физически натренирован, вынослив.

 Как же обстоит дело с психикой, с личностью? Ответ на этот вопрос принципиально важен: он определяет границы потенциальных возможностей человека, а следовательно, цели и задачи внешних педагогических воздействий.

Обобщение 3. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

 Обобщение 4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

 Обобщение 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности: знаний, умений и навыков, способов умственных действий, самоуправляющих механизмов личности, сферы эстетических и нравственных качеств личности, действенно-практической сферы личности.

Обобщение 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Развивающее обучение предъявляет довольно высокие требования к уровню профессиональной подготовки учителя. То обстоятельство, что в условиях развивающего обучения учебный процесс приобретает характер общения между его участниками, предъявляет значительно более жёсткие требования к коммуникативным умениям учителя, чем ситуация обмена учебной информацией.

  Образовательные технологии обучения

 В опыте работы школ, используются различные виды образовательных технологий:

  Технологии личностно-ориентированного образования. В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса педагог создает условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития. За каждым ребенком сохраняется право выбора собственного пути развития через организацию альтернативных форм обучения. В основе такого обучения лежит личностно - деятельностный подход.

 Технология проблемного обучения. Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что  становится возможным при  разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. 

  Технология проектного обучения. Исходный лозунг системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные  его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

   Технология педагогических мастерских. Основные идеи данной технологии заключаются в следующем:

 - обращение к личности, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям;  

 - интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;

- свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией.

 Реализация данных идей обеспечивается формами взаимодействия между учителем и учащимися: в мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование.

 Игровая технология. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

 Итак, развивающее обучение – это такое обучение, при котором формы, методы, приемы, средства преподавания направлены не только на усвоение знаний, навыков, но и на интенсивное всестороннее развитие личности учащегося; овладение им способами добывания знаний, развитие его творческой активности.

 Информационные технологии. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

 Практика использования образовательных технологий развивающего обучения в современной школе

  Технология организации уроков в классах развивающегося обучения

Подбор и составление тестовых заданий для проверки знаний и умений по данной теме, сформированных в курсе природоведения.

Определение целей урока, основных понятий и возможных результатов работы.

Представление обучающей цели в виде нескольких последовательно-обусловленных проблем.

Определение типа урока и планирование его этапов.

Подбор методов, форм и приёмов развивающего характера, которые позволят решить эти проблемы, достичь полного и глубокого осмысления изучаемого материала.

 Проектирование схемы логического конспекта урока.

 Планирование действий учителя и учащихся, развивающих различные учебно-логические умения, приемы умственных действий и умение работать с понятиями.

Продумывание и подбор домашнего задания практического и развивающего характера.

 Определение формы контроля и проверки уровня усвоения знаний и умений. Подбор и составление развивающих заданий.

 Один из факторов активизации познавательной и творческой деятельности учащихся — разнообразие форм организации обучения, включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных приёмов, форм, методов познавательной и творческой деятельности. Задача современного учителя — не преподносить знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя.

Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников.

 Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого зависит, каким гражданином вырастет ребёнок, что он сумеет увидеть в окружающем мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к её красоте, и в этом случае особенно важна работа учителя. На уроке, во внеурочной работе необходим совместный поиск, при котором ребёнок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности со взрослыми и товарищами.

 В своей работе я использую основные принципы обучения творчеству:

1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей.

2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе — это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности.

 З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца.

4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.

Развивает не само знание, а специальное его конструирование. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует познание этой системы ребёнком. В результате творческого мышления ребята способны самостоятельно объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экономические и др. ситуации; прогнозировать возможные направления различных явлений и процессов.

 Одной из составляющих технологии является применение игровых заданий, заданий поискового характера. У учащихся развивается и повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

 Посредством игры я выявляю, развиваю и усиливаю творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит учащихся к успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа.

 Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу “ученик – ученик”. Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание.

 Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности:

 - интеллектуально-логические,

 - интеллектуально-эвристические,

 - коммуникативно-творческие.

 Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.

 Использую, например, игры «Остров сокровищ», «Путешествие по космосу», заочные туристические походы, визитные карточки территорий, городов, ребусы, кроссворды, фотосюжеты и т.д.

 Таким образом, применение технологии развивающего обучения способствует формированию у учащихся творческой активности, умений описывать географические объекты, способностей применять нововведения в учебный процесс.

ТЕМА: Зима

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: формировать мотив к познанию широкой картины мира и увлеченности учением; дать представление об изменениях в природе с наступлением зимы; развивать мышление, учить анализировать и сравнивать воспитывать любовь к природе, учить наблюдать; создать условия для сохранения психического и физического здоровья детей.

 ОБОРУДОВАНИЕ: Слайды – птицы зимой

 аудио – А. Вивальди «Времена года».

 ХОД УРОКА

 Актуализация опорных знаний

 – Я хочу начать урок со сказки В.Даля “Старик – годовик”. (Чтение отрывка)

 – Что вы себе представили, слушая сказку?

 – Почему мы начинаем с нее урок? (ответы детей).

 (на доске иллюстрации картин природы)

 – На какие две группы можно разделить эти иллюстрации? (иллюстрации о зиме и осени)

 – Закройте глаза и Дед Всевед перенесет нас на сказочную поляну. ( На доске прикреплены предметы живой и неживой природы, создающие картину осенней поляны с добавлением картинки льва)

 – Посмотрите и скажите, что так да не так? (ответы детей о признаках осени. На доске картина – солнце полузакрыто облаком, дождинки, насекомые прячутся в коре деревьев, медведь бродит по лесу, рыбы плавают в реке.)

– Происходят ли изменения в самом времени года?

 – Какие периоды мы выделяли?

 Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы будем говорить об изменениях в зимнее время.

– Как вы думаете, у зимы есть периоды изменений?

 – Кому нравится это время года?

– Многие поэты, писатели, композиторы посвящали зиме свои произведения.

– Кто вспомнит стихи? (звучит музыка А.Вивальди, дети читают стихи).

 – Вот пришли морозы, и зима настала... И.Суриков. Итак, наступает первый период зимы – ПЕРВОЗИМЬЕ.

 – Что происходит в природе?

 – Сегодня нам помогают наши друзья гномы: географ, ботаник, зоолог. – Что исследует каждый.

 – Что изменил бы в картине гном географ?

 – Что изменил бы ботаник?

 – Что изменил бы зоолог? (на доске возникает картина зимней поляны – заменяем картинки осени: вместо дождинок – снежинки, солнце без лучей, деревья в снегу, у медведя берлога, река покрывается льдом, рыбы опускаются на дно.)

 – Мы с вами не ошиблись в создании портрета начала зимы.

ПЕРВОЗИМЬЕ: Декабрь начинает холодную зиму. Резко похолодало. Глубоко каменеет почва, утолщаются льды на водоемах. Все ниже солнце, все короче и темнее дни. Сыплются снежинки. Зайцы надели белые шубки. Лоси едят побеги молодых деревьев. Белки резвятся. Её шубка выглядит совсем голубой. Заметны клесты, пестрый дятел, рябчик, тетерева. Глубже уходит крот. Спят еж, сурок, хомяк, бурый медведь. Рыбы, лягушки залегли на дно. Лес без листвы, только сосны и ели зеленеют.

 – Интересно зимуют пчелы. Одна пчела погибла бы. Когда же пчел много, они могут вынести низкие температуры. Сбившись в клубок, пчелы находятся в непрестанном движении, внутри клубка 15 градусов тепла.

 Изучение нового материала

– У зимы есть еще два периода: ПЕРЕЛОМ зимы и КОРЕННАЯ зима.. (работа с текстом.)

Задание: сравнить описание зимних периодов и определить, где говорится о 2 периоде и о 3 периоде.

 Предлагается два текста:

 1.День прибывает. Сладко засыпает природа. Трещат от мороза деревья. Пухнут сугробы.

Лоси держатся поближе к дорогам, ищут сена. Лиса Патрикеевна достает мышей из-под снега. Семьями ходят волки, ступают след в след. Галки и вороны сбиваются в стаи. В окна заглядывают синицы. Не забудь покормить птиц!

 2.Чаще радует солнце. Синеет даль. Ярко блестит снег. Смягчилась зима, добреет. У клестов птенчики появились. Выводят трели снегири, а рядом свиристели. У таежной медведицы прибавление. У лис и волков пора свадеб. Бобры на волю выходить стали. Со дна поднимается рыба. Протяжна песня юркой синицы, слышна овсянка, королек. Белке тепло в гнезде. Впереди весна!

 – Как вы думаете, почему временные потепления не радуют землевладельцев?

 Работа с плакатом “Следы зверей”.

–Давайте отгадаем следы, каким зверям принадлежат.

 – Посмотрите внимательно, кого не хватает на зимней полянке?

Беседа о птицах.

 Слайды.

 – Что бы посоветовала вам наша фея Экология.

Итог

– Что нового мы узнали на уроке?

– Все ли изменения вам известны?

– Как вы будете беречь природу зимой?

 – Понравился ли вам наш сегодняшний урок?

 В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий