Воспитательная система
«Содружество сердец»
рассчитана на учащихся 5-9
классов 2022-2027 гг
Понятие «система» от греческого systema, что значит
целое, составленное из частей соединение.
Целостная воспитательная система – не просто
совокупность компонентов, образующих её структуру. Она – результат
взаимосвязей, объединяющих их в единое целое, результат интеграционных
процессов.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом
обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в
котором она создается. Поэтому главное для классного руководителя при переходе
учащихся из начальной школы в 5-й класс - увидеть и понять специфические черты
классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива,
сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы
затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения
воспитательной системы.
Деятельность
по моделированию воспитательной системы класса можно представить как
трёхэтапный процесс, проектируемый учителем:
Диагностика.
Для получения необходимой информации использую социометрическую матрицу,
анкеты.
Организация
общения. Опорными моментами выступает совместное планирование творческого дела;
совместный выбор главного направления в работе; подготовка и проведение
творческого дела.
Организация
взаимодействия. Это побуждение к деятельности через поощрение и раскрытие
«малых талантов», имеющихся у каждого ученика.
Проведя диагностические исследования в
классе я сделала выводы, что учащиеся 5-го класса плохо
адаптированы в школе. Коллектив класса не сформирован, так как в классе много
новых учащихся, а в начальной школе у класса не было постоянного классного
руководителя. Многие учащиеся класса с нарушенной эмоционально-волевой сферой,
что выражается в агрессивном поведении, несдержанности детей в общении друг с
другом. Учащимся не хватает единой системообразующей деятельности, которая бы
их объединяла и приносила удовлетворение от школьной жизни в классном
коллективе.
Основной целью моей воспитательной
работы является:
Создание
в классе условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, их
успешной социализации в обществе.
Основные задачи:
-
Гуманизация отношений между обучающимися.
-
Создание благоприятных условий для обучающихся
-
Формирование здорового образа жизни.
-
Формирование и развитие коллектива класса.
Воспитательная
работа в классе строится на следующих принципах:
Принцип
открытости:
учащиеся участвуют в жизни класса совместно с классным руководителем, вносят
коррективы в предложения воспитателя с учётом своих интересов, потребностей и
желаний.
Принцип
деятельности:
учащимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы
использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности,
таланты.
Принцип
свободы выбора:
учащимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учётом
их возможностей, интересов, личных качеств.
Принцип
обратной связи:
необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе,
общешкольных мероприятиях.
Принцип
сотворчества:
учащиеся имеют право выбора партнёра по выполняемому делу, а также возможность
внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности.
Принцип
успешности:
каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.
Исходя
из поставленных задач определились основные направления воспитательной работы:
1. «Содружество пламенных сердец»
Направление:
эмоционально-нравственно-патриотическое.
Задачи направления:
формирование
у учащихся культуры общения в системе «учитель- ученик», «ученик- ученик», «взрослый- ребенок»
Создать условия для формирования человека, неразрывно
связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны;
Развить нравственные взаимоотношения в классе;
Формировать способности к восприятию добра,
справедливости, красоты окружающего мира;
Развить способности эмоционально отзываться на
переживания других людей;
Развивать волевые качества учащихся, способности к
критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
Воспитывать этическую культуру ребят.
Формы работы
Часы нравственности.
Классные часы - тренинги.
Праздники.
Литературные и музыкальные композиции.
Уроки права.
Акции.
Военно-спортивные игры.
Поисковые задания.
2. «Содружество крепких сердец»
Направление: формирование у
учащихся понимания значимости здоровья.
Задачи направления:
Формировать у учащихся культуру сохранения и
совершенствования собственного здоровья; содействовать сохранению и укреплению
здоровья детей;
Воспитывать сознательную установку на ведение
здорового образа жизни;
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих
поколений по сохранению здоровья нации;
Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами
физической культуры и занятием спортом;
Проводить совместные профилактические работы с
медицинским персоналом (плановые медицинские осмотры, вакцинации,
консультации).
Показать значимость физического состояния для будущего
жизнеутверждения, профессиональной деятельности.
Формы работы:
Первоначальное сообщение доступных ребенку знаний и
представлений о способах укрепления и сохранения здоровья.
Обогащение знаний детей через беседу, чтение
познавательной литературы.
Уточнение знаний детей в дидактической игре,
опытно-экспериментальной деятельности.
Закрепление знаний в организованной изобразительной
деятельности.
3.«Содружество умных сердец»
Направление: развитие
познавательной активности.
Задачи направления :
Оказание
помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно,
мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные способности в
окружающей среде
Определить
круг реальных возможностей ученика, его зону развития
Создать
условия продвижения в интеллектуальном развитии
Формировать культуру интеллектуального
развития и совершенствования
Формы
работы
в данном направлении:
Изучение
результатов учебной деятельности учащихся класса для организации коррекционной
работы;
Сотрудничество
с учителями – предметниками по изучению индивидуальных возможностей
интеллектуальной деятельности;
Организация
и проведение внеклассных мероприятий позитивно влияющих на интеллектуальное
развитие ученика (конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
факультативы)
Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий