Доклад на педсовете: «Основные направления работы с родителями классных руководителей обучающихся среднего и старшего звена»
Подготовили:
Н.В.Соболева, Е.Г.Зверкова
Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями.
В.А.Сухомлинский
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту
детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в
детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должное
внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на
взаимодействие родителей и педагогов, то произойдет отчуждение семьи от
образовательного учреждения.
Школа была, есть и останется одним из
важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и
реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в
интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут
союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных
ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей
детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров,
преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать
атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства
призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение
разумного образа жизни.
В создании союза
родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все
родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют
интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному
руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой
проблемы.
Сегодня выделяют примерно три группы
родителей:
Первая
группа: родители – помощники в воспитательной работе с
детьми.
Они добросовестны,
активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая
группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей.
Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья
группа: родители не понимают или не хотят понимать требований
школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к
учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Этапы
работы с родителями.
Вся работа с
родителями осуществляется в 3 этапа:
1 этап –
ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского
контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.
2 этап –
выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те
или иные проблемы психологического плана:
трудности в
адаптации,
агрессивность,
пропуски уроков
без уважительной причины,
страхи,
проблемы общения со
сверстниками,
не усвоение
программы и другие.
3 этап –
анализ полученных данных и составление базы для создания плана взаимодействия
педагогов с родителями на текущий год.
Существуют такие формы взаимодействия
учителя и родителей:
Индивидуальные:
1. Посещение на дому.
2. Приглашение в школу.
3. Индивидуальные консультации
педагогов, узких специалистов учреждения, администрации школы.
4. Переписка.
1. Посещение семьи на дому.
Посещая учащихся на дому,
классный руководитель выясняет условия семейного воспитания. Информация о
микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации
родителей в вопросах воспитания. Учителя интересуют условия жизни ребенка,
отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих
сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
2.Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том
случае, когда надо поделиться радостной новостью, успехами ребёнка в разных
сферах деятельности. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того,
чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.
Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
3. Индивидуальные консультации педагогов,
узких специалистов учреждения, администрации школы.
Это одна из важнейших форм
взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для
того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем
ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В
процессе бесед с родителями выясняются необходимые для профессиональной работы
сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие
реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). Темы консультаций
бывают разные:
- Какой спорт полезен ребенку.
- О вредных привычках.
- Закаливание организма ребенка.
- Значение профилактических прививок.
- Распорядок дня обучающегося дома.
- Роль родителей в воспитании и развитии ребенка.
- Если Ваш ребенок застенчив …
- Как справиться с капризами ребенка.
- Правильное питание – залог здоровья.
- Как предупредить проявление агрессии в поведении
ребенка.
- Дети и жестокость.
- Книга – наш лучший друг.
- Прогулка и её роль в развитии ребенка.
- Одежда и обувь школьника.
4. Переписка. В
работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта
форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать
школу, много работают или очень далеко живут. Удобная форма взаимодействия
(отметки, объявления, фото мероприятий, рекомендации…)
Коллективные:
1. Родительские собрания.
2. Дни открытых дверей
(Линейка 1 сентября, Новогодние утренники, Открытые уроки)
3. Концерты («8 Марта – Международный
женский день»)
4. Выставки детских работ,
оформление стендов («День матери») и классных уголков
5. Спортивные мероприятия («Мама,
папа, я – Спортивная семья», «Смотр песни и строя»)
6. Классные детские
мероприятия. («День именинника», «КВН»)
7. Субботники и трудовые
десанты, ремонт классов.
Сложное современное время пандемии обязывает нас
использовать новые формы работы с родителями в режиме дистанционного
обучения. Так, огромную помощь родители оказывали своим детям в подготовке
годовых проектов класса (обучающиеся 5А, 6А, 6Б, 8А классов кл.руководители
Кудина А.А., Соболева Н.В., Григорьева В.Н., Зверкова Е.Г. выполняли
практическую часть проектов по темам «Города – герои Керчь, Смоленск, Тула, Мурманск»
в режиме офлайн, что предполагает тесное сотрудничество классного руководителя,
родителя и ребёнка. Таким образом, были созданы методические продукты, готовые
к использованию как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Неоценима
помощь родителей в выполнении обучающимися практических работ по СБО и
трудовому обучению.
С целью своевременного
информирования, контроля, проведения онлайн-тестирований, обеспечения
взаимодействия с узкими специалистами учреждения были созданы родительские
группы классов в мобильном приложении Watsape. Это
позволило ежедневно, а иногда ежечасно осуществлять следующие мероприятия:
1. Контроль за выполнением закона о
Всеобуче
2. Рекомендации родителям обучающихся,
находящихся на ДО
3. Своевременное информирование родителей
о получении пайков
4. Контроль за выполнением обучающимися
дистанционных заданий
5. Рекомендации родителям по теме «Помощь
ребенку. Предотвращение стрессовых ситуаций в период ДО»
6. Знакомство с памяткой «Снижение риска
коронавирусной инфекции»
7. Знакомство с информацией «Помощь.
Служба доверия. Служба экстренной психологической помощи 8(4212)307092; 8(4212)305060»
8. Онлайн-тестирование для определения
эмоционального состояния родителей и детей
9. Знакомство с информацией «Дистанционное
обучение без вреда для здоровья»
10. Знакомство с рекомендациями по
предупреждению тревожности и повышению настроения.
Помимо этого, во время дистанционного
обучения, в каникулярное время обучающиеся нашей школы с помощью родителей, под
руководством классных руководителей принимали активное участие в конкурсах
разного уровня: Всероссийский «День Победы – праздник всей страны» (Белова В. –
2 место); Региональный «Что мы знаем о России?» (Шишкина Т. – 1 место);
Международный «Русский язык – богатство нации» (Бельды С. – 2 место) и др.
Процесс воспитания
детей длительный, кропотливый, трудоёмкий. Судить о результатах всей огромной
комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями, мы
будем в скором будущем, с радостью наблюдая за благополучно сложившейся жизнью
наших выпускников.
Только вместе с родителями,
общими
усилиями учителя могут дать детям
большое человеческое счастье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий