вторник, 24 марта 2020 г.

Сообщение на МО общеобразовательных дисциплин


Сообщение по теме: «Применение современных образовательных технологий на уроках биологии и природоведения"
На жизнь современного ученика влияют новые информационные технологии. Компьютерная грамотность и коммуникативная образованность школьников является компетенциями, которые формируются только в условиях применения информационно-коммуникационных технологий и обеспечивают благоприятный исход в широком спектре образовательной деятельности. Опыт применения компьютерных технологий на уроках биологии в школе утверждает, что для получения высокого обучающего эффекта важно их систематическое использование на всех этапах уроков
-актуализация опорных знаний;
-мотивация учебной деятельности;
-изучение нового материала;
-обобщение и закрепление знаний;
- контроль усвоения знаний.
            Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, а ученикам дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования - выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.
          Использование инновационных технологий на уроках биологии
Подготовка молодежи к новым условиям жизни требует внедрения новых технологий обучения с использованием компьютерной техники.
Практика показывает, что наиболее эффективным обучение становится тогда, когда ученик проявляет максимальную активность, а учитель выполняет роль консультанта - помогает им самостоятельно делать выводы и обобщения, опираясь на их жизненный опыт и никогда не «запирает» обучения на себе.
Существует много новых форм и методов обучения. На своих уроках старайтесь совместить традиционные и инновационные методы обучения. При этом учитывают основные дидактические принципы: научность, целостность, последовательность, наглядность, доступность.
- Учебные фильмы
воспроизводят те или иные процессы как в виде реальных специальных съемок, так и трехмерной компьютерной графики.
Чаще всего учебные фильмы целесообразнее использовать как часть более широких проектов - мультимедийных обучающих систем, но также они могут создаваться и как самостоятельный продукт.
- Мультимедиа-презентации - это один из самых функциональных и эффективных средств.
- В тех случаях, когда на уроке настоящий эксперимент по разным соображениям невозможно, то для непосредственного наблюдения на уроке, это недостаточность информации может заменить видеодемонстрация. Поэтому видеодемонстрации являются не заменой реального эксперимента, а новой частью средств наглядности и дополнения в системе учебного эксперимента. Видеодемонстрацию, как и реальный опыт, можно использовать и как демонстрацию изложенного на уроке, и как мотивацию перед изучением новой темы путем создания проблемной ситуации. Также видеоматериалы можно использовать для проверки знаний учащихся.
В-третьих, видеодемонстрация не содержит готовых знаний, что является ярким отличием ее от учебных видеофильмов. Она является лишь объективным научным фактом, источником необходимой информации, которую ученик должен и может получить сам.
Используют такие интерактивные методы:
- Метод «Микрофон» применяют на этапе актуализации опорных знаний учащихся или на этапе закрепления изученного материала. Он дает возможность каждому высказать свое мнение по поводу чего-то. Высказанные мысли не оцениваются и не комментируются, выступая никто не имеет права перебивать, переспрашивать.
- Метод «Биологическая разминка» заключается в работе учащихся в парах, во время которой они задают друг другу вопросы по теме, которая изучалась ранее. Данный метод помогает настроиться на работу и создать соответствующий рабочий настрой.
- Метод «Биологический кросс» имеет цель - актуализировать знания учащихся по предварительно изученным темам и исправить возможные ошибки. Учитель зачитывает ученикам незавершенные высказывания и предлагает дополнить их необходимыми сведениями.
- Метод «да - нет» заключается в том, что учитель загадывает понятие с изучаемой темы, а ученики пытаются найти ответ, задавая наводящие вопросы, отвечать на которые необходимо только «Да» или «Нет».
- Метод «Верю - не верю» используется для актуализации опорных знаний или для закрепления знаний после изучения темы. Учащимся предлагается ответить на вопрос, начинающиеся словами «Верите ли вы в то, что ...»
- Метод «Почемучка» заключается в том, что ученики заранее готовят вопросы по теме и на уроке, во время проверки домашнего задания, обмениваются вопросами и отвечают на них.
- Метод «Корова»
- это игровой метод, который заключается в бессловесной демонстрации учеником биологического понятия, вида, которое нужно определить другим ученикам.
- Метод «Взаимоопрос» - ученики работают в парах и задают друг другу вопросы по домашним заданием.
- Метод «Удивляй» используется при мотивации учебных знаний учащихся. Учитель приводит странные интересные факты на изучаемую тему.
- Метод «Учитель-ученик» заключается в том, что, работая в парах, учащиеся изучают разный учебный материал, затем один становится «учителем» и объясняет другому прочитанное, после чего они меняются ролями. Данный метод целесообразно видоизменить: учащиеся самостоятельно прорабатывают материал, а потом учитель выбирает одного ученика, который выступает в роли «учителя» и объясняет тему другим. Тему лучше разделить на несколько подтем и пригласить несколько «учителей», которым другие ученики могут задавать вопросы.
- Метод «Светофор» используется для проверки понимания нового материала, для обобщения знаний. Учитель задает вопросы по изученному материалу. Ученики, вместо ответа, поднимают карточку: если согласны с утверждением - зеленую, если не согласны - красную.
- Метод «Мозговой штурм» применяют на разных этапах урока. Этот метод основан на использовании знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, он требует от них короткого, быстрого точного ответа, который предусматривает выслушивание идей без их обсуждения.
- «Метод - пресс» используют на этапе изучения нового материала, когда возникают спорные вопросы и необходимо четко аргументировать позицию по проблеме, убедить других в правоте.
- Интерактивные упражнения «Незаконченное предложение» побуждают учеников быть внимательными на уроке, чтобы дать правильные ответы.
- Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальным затруднением и необходимостью решать его. Сущность познавательного противоречия содержится в невозможности при помощи тех знаний и способов деятельности, которыми обладают школьники, разрешить возникшие противоречия. Проблемные ситуации на уроках биологии удобно создавать, при решении задач; при мотивации, используя различные интересные факты, пословицы, поговорки, загадки, литературные произведения.
- Технология развивающего обучения - это активно-деятельностный способ обучения, в ходе которого учитываются, а также используются природные закономерности индивидуального развития школьника, обусловливающие развитие различных знаний, умений, а также навыков, способов умственных действий, направленных механизмов личности, эмоционально-ценностной, а также деятельно-практической сфер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий