Для исследования межличностных отношений
можно использовать модифицированный вариант
социометрической методики Р. Желя.
Вариант 1. Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно – тех, кого бы не хотел пригласить.
Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов, это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить эмоциональную экспансивность и исполнительность.
Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?
Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?
Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел? По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы (“Посажу за стол”, “Хочу пригласить”) обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.
Пример социометрической матрицы.
Предложенная методика дает возможность
определить следующие психологические
характеристики межличностных отношений:
социовалентность (степень включенности во
взаимоотношения); статус детей и статусную
структуру группы – сплочённость группы и
взаимность контактов – уровень конфликтности
(агрессивности) группы – детей, которые являются
объектами групповой агрессии. Целесообразно
начинать анализ социометрических данных
социовалентности детей, свидетельствующей о
степени и характере включенности школьника в
систему взаимоотношений в классе. По
социовалентности можно судить о потребности
ребёнка в общении и о его установке на
удовлетворение этой потребности именно в данной
группе, что, в свою очередь, позволит
опосредованно судить о привлекательности
коллектива для ребенка. Определяется
социовалентность по количеству и характеру
сделанных учащимися выборов. Социовалентность
будет положительной, если у ребенка преобладают
положительные выборы, и отрицательной – если
преобладают негативные выборы.
Вариант 1. Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно – тех, кого бы не хотел пригласить.
Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов, это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить эмоциональную экспансивность и исполнительность.
Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?
Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?
Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел? По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы (“Посажу за стол”, “Хочу пригласить”) обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.
Пример социометрической матрицы.
Выбирающий
|
Выбираемые
|
Число взаимных выборов
|
|||||
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | |||
Александров С. | 01 | + | + | - | + | 3 | |
Иванов Н. | 02 | + | - | - | + | 1 | |
Ковалев В. | 03 | + | + | + | - | 2 | |
Леонтьев А. | 04 | - | - | + | + | 2 | |
Кузнецов М. | 05 | + | - | - | + | 2 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий