среда, 28 апреля 2021 г.

Методика социометрии Р.Желя

 

Оценка межличностных отношений

(модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя)

Цель: определить психологические характеристики межличностных отношений:

-социовалентность - степень включенности во взаимоотношения;

-   статус ребёнка и статусную структуру группы;

-   сплочённость группы и взаимность контактов;

-уровень конфликтности (агрессивности) группы – дети, которые являются объектами групповой агрессии.

По социовалентности можно судить о потребности ребёнка в общении и о его установке на удовлетворение этой потребности именно в данной группе, что, в свою очередь, позволит опосредованно судить о привлекательности коллектива для ребенка. Определяется социовалентность по количеству и характеру сделанных учащимися выборов. Социовалентность будет положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной – если преобладают негативные выборы.

Проведение диагностики

Ребёнку дается бланк, где перечислены все учащиеся класса. Учитель задаёт вопрос, ребёнок рядом с фамилией одноклассника положительные выборы обозначает

«плюсом», а отрицательные «минусом». Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов, это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить эмоциональную экспансивность и исполнительность.

Иванов Петя

Ф.И. уч-ся

вопросов

Всего

выборов

1

2

3

4

5

1

Александров С.

+

-

-

+

+

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

1.     Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?

2.     Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?

3.     С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел?

4.     С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения? С кем бы не хотел?

5.     Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки, значки, кому бы ты мог их подарить? А кому нет?

По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. Взаимные выборы обводят кружком (О)


 

Ф.И.уч-ся

Количество выборов по каждому вопросу

Всего

выборов

Результат

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория положения личности в группе ( результат):

«Звезда»- член группы, получившей наибольшее количество выборов

«Предпочитаемый» - член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов

«Оттеснённый» - член группы, получивший менее половины от максимального числа выборов

«Изолированный» - лицо, которое не получает ни одного выбора.

В дальнейшем следует выяснить следующее:

1.  Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее ценимы членами группы?

2.  Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?

 

 

Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся          класса

Дата проведения                                   

 

Учитель                                                   

Цель: определить психологические характеристики межличностных отношений:

-социовалентность - степень включенности во взаимоотношения;

-   статус ребёнка и статусную структуру группы;

-   сплочённость группы и взаимность контактов;

-уровень конфликтности (агрессивности) группы – дети, которые являются объектами групповой агрессии.

 

Критерии:

«Звезда»- член группы, получившей наибольшее количество выборов

«Предпочитаемый» - член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов

«Оттеснённый» - член группы, получивший менее половины от максимального числа выборов

«Изолированный» - лицо, которое не получает ни одного выбора.

Социоматрица

 

Ф.И.уч-ся

Количество выборов по каждому вопросу

Всего

выборов

Результат

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: (Сделать вывод на основе цели + Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее ценимы членами группы? +Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?+

…% учащихся «звезды»

…% учащихся - «предпочитаемые»

…% учащихся - «оттеснённые»

…% учащихся - «изолированный» (указать фамилии)

 

План корректирующих действий:

Комментариев нет:

Отправить комментарий