Оценка межличностных отношений 
(модифицированный вариант
социометрической методики Р. Желя)
Цель: определить психологические характеристики межличностных отношений:
-социовалентность - степень
включенности во взаимоотношения;
-  
статус ребёнка и статусную структуру
группы;
-  
сплочённость группы и взаимность контактов;
-уровень конфликтности
(агрессивности) группы – дети, которые являются объектами групповой агрессии.
По социовалентности можно судить о потребности ребёнка в общении и о
его установке на удовлетворение этой потребности именно в данной группе, что, в
свою очередь, позволит опосредованно судить о привлекательности коллектива для ребенка. Определяется социовалентность по
количеству и характеру сделанных учащимися выборов. Социовалентность будет
положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной
– если преобладают негативные выборы.
Проведение диагностики
Ребёнку дается бланк, где перечислены все учащиеся
класса. Учитель задаёт вопрос, ребёнок рядом с фамилией одноклассника положительные выборы обозначает
«плюсом», а
отрицательные «минусом». Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов,
это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в
тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых
близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить
эмоциональную экспансивность и исполнительность.
Иванов Петя
| 
   №  | 
  
   Ф.И. уч-ся  | 
  
   № вопросов  | 
  
   Всего выборов  | 
 ||||
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
 |||
| 
   1  | 
  
   Александров С.  | 
  
   +  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   +  | 
  
   +  | 
  
   3  | 
 
| 
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
 
Вопросы:
1.     Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку?
Кому не написал бы?
2.     Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?
3.     С кем бы ты хотел
сидеть за одной партой и с кем бы не хотел?
4.     С кем бы ты предпочел пойти
в поход, выполнять ответственные поручения? С кем бы не хотел?
5.     Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки,
значки, кому бы ты мог их подарить? А кому нет?
По данным
опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в
которой отражены данные социометрического опроса. Взаимные
выборы обводят кружком (О)
| 
   №  | 
  
   Ф.И.уч-ся  | 
  
   Количество выборов по каждому вопросу  | 
  
   Всего выборов  | 
  
   Результат  | 
 ||||
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
 ||||
| 
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
 
Категория положения личности
в группе ( результат):
«Звезда»- член
группы, получившей наибольшее количество выборов
«Предпочитаемый» - член группы, получивший более половины или половину
максимального числа выборов
«Оттеснённый» - член группы, получивший менее половины от максимального числа выборов
«Изолированный» - лицо, которое не получает ни одного выбора.
В дальнейшем следует
выяснить следующее:
1.  Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее ценимы членами группы?
2.  Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?
Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных
действий у учащихся          класса
Дата проведения                                    
Учитель                                                    
Цель: определить психологические характеристики межличностных отношений:
-социовалентность - степень
включенности во взаимоотношения;
-  
статус ребёнка и статусную структуру
группы;
-  
сплочённость группы и взаимность контактов;
-уровень конфликтности
(агрессивности) группы – дети, которые являются объектами групповой агрессии.
Критерии:
«Звезда»-
член группы, получившей наибольшее количество выборов
«Предпочитаемый» - член группы, получивший более половины или половину
максимального числа выборов
«Оттеснённый» - член группы, получивший менее половины от максимального числа выборов
«Изолированный» - лицо, которое не получает ни одного выбора.
Социоматрица
| 
   №  | 
  
   Ф.И.уч-ся  | 
  
   Количество выборов по каждому вопросу  | 
  
   Всего выборов  | 
  
   Результат  | 
 ||||
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
 ||||
| 
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
 
Вывод: (Сделать вывод
на основе цели + Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее
ценимы членами группы? +Чем объясняется положение
в классе тех, кого никто не выбрал?+
…% учащихся – «звезды»
…% учащихся -
«предпочитаемые»
…% учащихся -
«оттеснённые»
…% учащихся
- «изолированный» (указать фамилии)
План корректирующих действий:
Комментариев нет:
Отправить комментарий