вторник, 23 марта 2021 г.

Сообщение на МО классных руководителей 24.03.2021 г.

 Возможности внеурочной деятельности в формировании валеологической грамотности

        На сегодняшний день в обществе среди детского населения наблюдается тенденция в снижении здоровья у детей. Это происходит в результате длительного влияния неблагоприятных социальных, экономических и экологических факторов. Обращаясь к статистике, можно заметить, что удельный вес здоровых детей в образовательных учреждениях России составляет лишь 10%, а остальные 90% детей, которые поступили в первый класс, уже имеют отклонения в состоянии здоровья. Всем известно, что состояние здоровья, функциональные и адаптивные возможности организма ребенка к микрострессам в воспитательном процессе обуславливают успех в воспитании, обучении и творческого развития младших школьников. В связи с этим, достаточно актуальным является вопрос негативных тенденций, которые характеризуются ростом числа заболеваний у детей в учебном процессе. 

Наиболее распространенными заболеваниями школьников являются болезни дыхательных органов, на втором месте – заболевания ЖКТ, на третьем – проблемы зрения и нарушение осанки. Большое количество заболеваний связано с нарушением опорно-двигательного аппарата. Этому способствует малоподвижный образ жизни в учебном заведении и дома, снижение мотивации детей к урокам физической культуры.  Причиной такой ситуации с состоянием здоровья детей также является следствием серьезных недостатков в деятельности учебных заведений. Необходимо задуматься о сохранении здоровья и профилактике заболеваний детей. В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что на сегодняшний день есть необходимость формировать и развивать валеологическую культуру у детей, что в конечном результате должно привести к сохранению и укреплению здоровья. 

Для того, чтобы изучить проблему здоровья школьников, необходимо рассмотреть понятие «валеологическая культура». Валеологической культурой является социальная и психологическая деятельность индивида, которая направлена на сохранение и укрепление состояния здоровья, освоение норм и принципов здорового образа жизни.

Маргиева Е.Р. выделила следующие основы валеологической культуры:

- Знания о сохранении и укреплении личного здоровья;

- Придерживание здорового образа жизни;

- Психическая и физиологическая регуляция;

- Отношение к здоровью как к цели;

- Знание о генетических, психологических и физиологических особенностях;

- Наличие личной ценности и организации здравотворческой деятельности;

- Распространение знаний о валеологии.

Отсюда следует, что здоровый образ жизни является результатом не только лишь наличия совокупности внешних обстоятельств (благоприятные условия, совокупность знаний о здоровье и т.д), но и внутренних – мотивации, готовности следовать здоровому образу жизни. Обучение здоровому образу жизни - это не только распространение информации о физической зарядке, рациональном питании, помощь избавления от вредных привычек, но и воспитание навыков ведения ЗОЖ, в целом привитие валеологической культуры. У школьников с ОВЗ младшего и часто среднего звена игровая деятельность остается на первом месте, даже несмотря на то, что большую часть времени занимает учебный процесс. Именно поэтому при формировании валеологической культуры стоит делать акцент на внеурочную деятельность, которая является частью целого педагогического процесса учебного заведения. 

С помощью внеурочной деятельности педагог имеет возможность определить у своих учащихся потенциальные возможности и интересы, а также помочь их реализовать. Время, которое отведено на такую деятельность, используется по желанию участников и в форме, непохожей на урочную систему обучения. Такой вид деятельность является хорошей возможностью для того, чтобы организовать проведение мероприятий по укреплению здоровья участников воспитательного процесса.

Для того, чтобы реализовать внеурочную деятельность в учебных заведениях доступны несколько видов работы:

- Спортивно-оздоровительное;

- Художественно-эстетическое;

- Научно-познавательное;

- Досугово-развлекательная деятельность;

- Военно-патриотическое;

- Социальное творчество.

Воспитание детей в аспекте здорового образа жизни должно проходить системно и оказывать влияние на гармоничное развитие психофизических способностей школьников. К данному виду деятельности относится: во-первых, изучение представлений учащихся о ЗОЖ и разработку методов оценки здоровья индивида, во-вторых, создание валеологической культуры, в-третьих, разработку методик обучения ЗОЖ.

Задачи образовательных программ формирования здорового образа жизни во внеурочной деятельности содержат следующие позиции:

- формирование мотивации бережного отношения к жизни и здоровью;

- формирование устойчивых убеждений относительно приоритета здоровья как основного условия реализации физического, психического, социального и духовного потенциала человека с учетом его индивидуальных особенностей;

- ознакомление с основными принципами, путями и методами сохранения жизни и укрепления всех составляющих здоровья;

- обучение методам самозащиты в условиях угрозы для жизни;

- обучение методам самооценки и контроля состояния и уровня здоровья;

- развитие жизненных навыков, направленных на приобщение человека к здоровому образу жизни.

В соответствии с задачами формирования здорового образа жизни содержание включает два основных составляющих. Составляющая «Жизнь и здоровье» дает учащимся возможность получить информацию об основном содержании таких категорий, как «жизнь», «здоровье», «безопасность», узнать основные механизмы и закономерности формирования, сохранения жизни, укрепления, восстановления здоровья, понять смысл понятия здорового образа жизни и его составляющих; она направлена на овладение навыками сохранения и укрепления собственного здоровья, ухода за телом, предупреждения наиболее распространенных соматических и инфекционных заболеваний, детского травматизма, безопасного для жизни поведения.

Вторая часть - «Физическая составляющая здоровья» способствует раскрытию закономерностей и механизмов физического компонента здоровья, дает возможность учащимся овладеть навыками собственного здоровья, ухода за телом, предупреждения наиболее распространенных соматических и инфекционных заболеваний, детского травматизма, безопасного для жизни поведения. Главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний - физическая активность человека. Это самый главный компонент здорового образа жизни. Занятие физической культурой оказывает огромное влияние на весь организм, повышает продуктивность умственного труда и хорошо влияет на психическую и эмоциональную деятельность школьника. Для этого нужно целенаправленно применять в учебном процессе разные формы физической культуры (утренняя гимнастика, прогулки, занятия подвижными видами спорта, танцами, а также выполнением гимнастических упражнений). Физическая культура необходима для социального становления личности, являясь важным средством его всестороннего развития. Поэтому физическая культура выступает не только в роли учебной дисциплины, но и как средство целенаправленного развития целостной личности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий