среда, 30 декабря 2020 г.

Доклад на пед.совете школы от 29.12.2020г.

 Доклад на педсовете: «Основные направления работы с родителями классных руководителей обучающихся среднего и старшего звена»

Подготовили: Н.В.Соболева, Е.Г.Зверкова

Самое сложное в работе с детьми –                   
    это работа с их родителями.                                                                    
                                                  В.А.Сухомлинский        

     Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

      Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

      И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, то произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения.

     Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

               Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

     Сегодня выделяют примерно три группы родителей:

Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.

Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.

Этапы работы с родителями.

Вся работа с родителями осуществляется в 3 этапа:

     1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.

     2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

трудности в адаптации,

агрессивность,

пропуски уроков без уважительной причины,

страхи,

проблемы общения со сверстниками,

не усвоение программы и другие.

     3 этап – анализ полученных данных и составление базы для создания плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

     Существуют такие формы взаимодействия учителя и родителей:

Индивидуальные:

1. Посещение на дому.

2. Приглашение в школу.

3. Индивидуальные консультации педагогов, узких специалистов учреждения, администрации школы.

4. Переписка.

1. Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, классный руководитель выясняет условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания. Учителя интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

2.Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, успехами ребёнка в разных сферах деятельности. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагогов, узких специалистов учреждения, администрации школы.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). Темы консультаций бывают разные:

- Какой спорт полезен ребенку.

- О вредных привычках.

- Закаливание организма ребенка.

- Значение профилактических прививок.

- Распорядок дня обучающегося дома.

- Роль родителей в воспитании и развитии ребенка.

- Если Ваш ребенок застенчив …

- Как справиться с капризами ребенка.

- Правильное питание – залог здоровья.

- Как предупредить проявление агрессии в поведении ребенка.

- Дети и жестокость.

- Книга – наш лучший друг.

- Прогулка и её роль в развитии ребенка.

- Одежда и обувь школьника.

4. Переписка. В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут. Удобная форма взаимодействия (отметки, объявления, фото мероприятий, рекомендации…)

Коллективные:

1. Родительские собрания.

2. Дни открытых дверей (Линейка 1 сентября, Новогодние утренники, Открытые уроки)

3. Концерты («8 Марта – Международный женский день»)

4. Выставки детских работ, оформление стендов («День матери») и классных уголков

5. Спортивные мероприятия («Мама, папа, я – Спортивная семья», «Смотр песни и строя»)

6. Классные детские мероприятия. («День именинника», «КВН»)

7. Субботники и трудовые десанты, ремонт классов.

         Сложное современное время пандемии обязывает нас использовать новые формы работы с родителями в режиме дистанционного обучения. Так, огромную помощь родители оказывали своим детям в подготовке годовых проектов класса (обучающиеся 5А, 6А, 6Б, 8А классов кл.руководители Кудина А.А., Соболева Н.В., Григорьева В.Н., Зверкова Е.Г. выполняли практическую часть проектов по темам «Города – герои Керчь, Смоленск, Тула, Мурманск» в режиме офлайн, что предполагает тесное сотрудничество классного руководителя, родителя и ребёнка. Таким образом, были созданы методические продукты, готовые к использованию как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Неоценима помощь родителей в выполнении обучающимися практических работ по СБО и трудовому обучению.

С целью своевременного информирования, контроля, проведения онлайн-тестирований, обеспечения взаимодействия с узкими специалистами учреждения были созданы родительские группы классов в мобильном приложении Watsape. Это позволило ежедневно, а иногда ежечасно осуществлять следующие мероприятия:

1. Контроль за выполнением закона о Всеобуче

2. Рекомендации родителям обучающихся, находящихся на ДО

3. Своевременное информирование родителей о получении пайков

4. Контроль за выполнением обучающимися дистанционных заданий

5. Рекомендации родителям по теме «Помощь ребенку. Предотвращение стрессовых ситуаций в период ДО»

6. Знакомство с памяткой «Снижение риска коронавирусной инфекции»

7. Знакомство с информацией «Помощь. Служба доверия. Служба экстренной психологической помощи 8(4212)307092; 8(4212)305060»

8. Онлайн-тестирование для определения эмоционального состояния родителей и детей

9. Знакомство с информацией «Дистанционное обучение без вреда для здоровья»

10. Знакомство с рекомендациями по предупреждению тревожности и повышению настроения.

Помимо этого, во время дистанционного обучения, в каникулярное время обучающиеся нашей школы с помощью родителей, под руководством классных руководителей принимали активное участие в конкурсах разного уровня: Всероссийский «День Победы – праздник всей страны» (Белова В. – 2 место); Региональный «Что мы знаем о России?» (Шишкина Т. – 1 место); Международный «Русский язык – богатство нации» (Бельды С. – 2 место) и др.

Процесс воспитания детей длительный, кропотливый, трудоёмкий. Судить о результатах всей огромной комплексной работы, проведённой с сегодняшними учениками и их родителями, мы будем в скором будущем, с радостью наблюдая за благополучно сложившейся жизнью наших выпускников.

Только вместе с родителями, общими            

                                                                       усилиями учителя могут дать детям

                                                                      большое человеческое счастье.     

                                                                                                                                В.А.Сухомлинский

Комментариев нет:

Отправить комментарий