воскресенье, 4 марта 2018 г.

Урок "День морских млекопитающих"


Урок – соревнование между 8-А и 8-Б классами

«День морских млекопитающих»

                                                                Учитель: Зверкова Евгения Геннадьевна

Цель: обобщить знания детей о морских млекопитающих.
Задачи:
- активизировать знания детей о море и его обитателях;
- формировать умение размышлять;
- закреплять коммуникативные навыки;
- развивать смекалку, творческие способности, умение работать в команде;
- воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, взаимовыручку, бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, задания, ракушки-жетоны

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте участники и гости нашего урока-соревнования, посвящённого морским млекопитающим и их защите. Итак, начинаем.

 Забудь земное горе, корыстные мечты.

Гуляют в синем море веселые киты.

Они танцуют танец, видны издалека,

Зеленые фонтаны штурмуют облака…

Какой добрый, позитивный, оптимистичный поэтический отрывок, не правда ли? А между тем призыв, сквозящий в нем и обращенный ко всему человечеству, не услышан до настоящего времени даже некоторыми странами. Кроме Японии этот призыв не слышат  Исландия и Норвегия. Люди почему-то не желают любоваться благородными животными – они хотят убивать.

19 февраля весь мир отмечает Всемирный день китов. Этот день считается днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих. Начало было положено в 1986 году, когда после 200 лет беспощадного истребления Международная китовая комиссия ввела запрет на китовый промысел.

В нашей стране Всемирный день защиты морских млекопитающих стали отмечать совсем недавно – лишь в 2002 году.

-  Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в необычное морское путешествие, где нас ждут встречи с обитателями морей и океанов. Но помните, что моряком быть нелегко. Он должен быть смелым, дисциплинированным и проявлять смекалку. Итак, вы готовы выйти в море? Отвечайте хором.
Дети: Да!

Учитель:

Каждая команда представляет своё название и девиз.

1 команда: «Алые паруса»

Плыви всегда, плыви везде,

И путь найдешь к своей мечте!

2 команда: «Моряки»

Друг за друга мы горой,

Таков обычай наш морской.

 

Учитель:

Попутного ветра желаю я вам,
Пускай корабли мчатся вдаль по волнам!

И чтоб соревнование наше начать

Домашнее задание мы будем проверять.

А домашнее задание было таковым: вспомнить информацию и рассказать всем о том, 1 команда: кто такие морские млекопитающие? 2 команда: чем питаются они?

Команда 1: 

Морские млекопитающие — сборная группа водных и полуводных млекопитающих, чья жизнь полностью или большую часть времени проходит в морской среде. В эту категорию входят представители различных групп млекопитающих: сирены, китообразные, ластоногие. Помимо этих животных к морским млекопитающим также относят единичных представителей семейств куньих (калан и морская выдра) и медвежьих (белый медведь). В целом к морским млекопитающим относится около 128 видов.

Команда 2:

    Морские млекопитающие, как и сухопутные, бывают хищниками и травоядными. Например, ламантины — это травоядные млекопитающие, Усатые киты питаются планктоном, процеживая его через свой  китовый ус, а зубатые киты, дельфины и многие ластоногие — хищники, питающиеся рыбой и другими животными.

Испытание 1. (Разминка)

Я предлагаю двум командам

Загадки  наши разгадать

И карандашом свои ответы

На листочки написать.

 

«Загадки о морских обитателях». За каждый правильный ответ 1 ракушка.

 1. Рассекает океан,
Из спины живой фонтан!
Страшен и огромен он,
Но ест крошечный планктон.
(Кит)

2. Кит-гигант! Зубастый кит!
Своенравен и сердит.
Прирождённый эхолот.
Ест моллюсков. Кашалот

3. Крупный зверь, имеет бивни,

Но не те, что у слонов,

Вместо ног имеет ласты,

Кто назвать его готов? (Морж)

 

4. Кит? А, может быть, дельфин,
Чёрно-белый исполин?
В океанах обитает,
Живность хищно поедает.
(Касатка)

5. Над волной дугою взвился,
Спинкой чёрной заискрился.

Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.    (Дельфин)\

6. Я без моря — никуда,

В море — вся моя еда.

Сам живу на берегу,

Круг полярный стерегу.

Лапы — что-то вроде ласт.

Я как морж, но не клыкаст. (Тюлень)

 

Испытание 2.  (МОЗАЙКА)

Вот задание в конверте
Для отважных игроков,
На смекалку мы проверим
Наших юных моряков!

Нужно вам из всех частичек

Животных на столе собрать

И про них нам рассказать!

Команда 1.

Морской котик имеет ушные раковины и задние ласты, используемые для передвижения. Задние ласты на суше подгибаются под тело, затем выпрямляются - котик совершает прыжок.

    Морской котик живет в дальневосточных морях. Его тело покрыто густым мехом с плотным, водонепроницаемым подшерстком. В начале лета котики большими стадами выходят на берега островов для размножения. Самка рождает одного детеныша, покрытого черными волосами. Осенью, когда детеныши подрастут и научатся плавать, котики покидают острова до весны. У котиков ценный мех.

   Команда 2.

 Морж - наиболее крупный из всех ластоногих, длиной до 4 м и массой до 2 000 кг. У моржа кожа голая, волос нет. Для него характерны огромные клыки, длиной 40-70 см, свисающие с верхней челюсти вертикально вниз. Ими моржи роются на дне, добывая оттуда различных крупных беспозвоночных - моллюсков, раков, червей. Наевшись, любят поспать на берегу, собравшись тесной кучей. При движении по суше задние ноги подворачивают под тело, но ввиду огромной массы далеко от воды не уходят. Обитают в северных морях.

 

 

Испытание 3.  (Викторина).

Пора командам умом блеснуть,

Я предлагаю на вопрос взглянуть.

Кто знаниями своими удивит,

Тот в этом конкурсе, друзья, и победит!

Команды по очереди читают вопрос и отвечают на него. За каждый верный ответ 1 ракушка.

1. Кто самый приветливый среди морских млекопитающих?
Ответ: дельфин. Он с помощью щелчков – особых звуков, похожих на те, которые издаем мы, приветствуя друзей, общается с сородичами

2. Может какое-либо животное на суше иметь такой же вес, как у синего кита?
Ответ: нет

3. Детёныши каких животных зовутся бельками и почему?
Ответ: тюленей, за белый цвет меха.

4. Кто является рекордсменом-долгожителем среди морских млекопитающих?
Ответ: гренландский кит, около 250 лет

5. Кто является рекордсменом среди млекопитающих по нырянию на глубину?
Ответ: кашалоты, они могут нырнуть на глубину свыше 2000 метров

6. Самый быстрый среди морских млекопитающих, развивает скорость до 60 км/ч. (касатка)

7. Питается кальмарами: (кашалот)

8. Какой представитель китообразных за свое любопытство являлся лёгкой добычей для китобоев? (Южный кит)

9. С кем способны играть горбатые киты? (С дельфинами)

10. Каких китов называют «морскими канарейками» за многообразие издаваемых звуков? (белух)

 

Физминутка. (Банки с животным наполнить водой мензурками из кастрюль с водой, кто быстрее это сделает)

Смотрите, беда, беда,

Отступила морская вода,

Нужно нам животное спасти

Воды срочно принести!

 

Испытание 4.

Теперь вы будете размышлять,

Какое лишнее животное убрать.

Задачку эту вы скорей должны решить

И выбор свой всем объяснить.

«Четвертый лишний»: командам надо найти лишнее животное и объяснить свой выбор. Команды зарабатывают по 1 ракушке за каждый правильный ответ.

 

1.Дельфин, медуза, кит, тюлень. (Медуза - не млекопитающее)

2. Кашалот, касатка, синий кит, белуха (синий кит – беззубый или усатый)

3.Морж, тюлень, морской котик, морской лев (морж - имеет клыки)

4. Касатка, серый кит, ламантины, дельфин  (ламантины – пресноводные)

 

Испытание 5. (Силуэт)

Красив подводный мир морей,
Но там значительно темней.
По силуэту различи,
Кто движется в морской глуби.

«Узнай по силуэту»: силуэты по одному появляются на экране; команды записывают номер силуэта рядом с названием животного на карточках. Проверка. Команды зарабатывают по 1 ракушке за каждое совпадение..

 

Учитель:

Попутного ветра желала я вам,
И вот приближаемся
Мы к берегам.
Шесть конкурсов сложных
У вас позади,
Позвольте итог мне подвести.  (Подводится итог – считаются ракушки, всем за активную и дружную работу оценка за урок – 5, а выигравшей команде – грамота)

Учитель: Итак, заканчивая наш урок давайте ещё раз вспомним, что на нашей многострадальной земле кроме людей есть много прекрасных и часто беззащитных животных, которые нуждаются в нашей помощи.

Мы ходим, а они плывут,

Телами волны рассекая!

Тюлени, котики, вы тут

Резвитесь. Устали не зная!

В воде как пёрышки легки

Моржи, каланы и дельфины!

Мелькают только плавники

Венчающие гордо спины.

Мы их убийству скажем «Нет!»

И прекратим их истребленье,

Чтоб рядом жили много лет

Моржи, дельфины и тюлени!

Комментариев нет:

Отправить комментарий