четверг, 26 мая 2016 г.

Проект 2015-2016 у.г.



Проект
Название
Праздник Медовый Спас
Учреждение
КГКОУ ШИ 14
Класс
8-Б
Классный  руководитель
Зверкова Евгения Геннадьевна
Основная идея
Изучение исторического и культурного наследия своего
 народа воспитывает уважение и гордость за землю,
 на которой живешь. Проект направлен на исследование
 учащимися христианского праздника, традиций и обычаев
 во время его проведения  русским  народом. Данная
 работа позволяет познакомиться с праздником Первый 
или Медовый Спас. Узнать, как традиционно праздновали
 этот праздник на Руси и сохранились ли эти обычаи в 
наше время.
Цели проекта
образовательные:  изучить историю образования
 праздника Медовый Спас, разнообразием его названий,
 обычаями, традициями, связанными с его празднованием, 
расширять словарный запас школьников;
воспитательные: воспитывать любовь и уважение 
к культуре своего народа; интерес к Православию, 
любознательность, усидчивость, дисциплинированность,
 взаимоуважение, взаимовыручку;
развивающие: развивать  устную речь учащихся,
 образное и логическое мышление, память, воображение, 
творческие способности.

История возникновения праздника

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних 
праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.
14 августа (1 августа по старому летоисчислению) всеми христианами отмечается 
замечательный и великий праздник - Медовый спас.  Это — первый из трех праздников  
 августа, которые посвящены Спасителю, Иисусу Христу.  Полное церковное название —
 «Происхождение ( или Изнесение) честных древ честного и  животворящего Креста Господня».
 В народе этот праздник имеет много названий:  Первый Спас, Спас медовый, Спас на воде,
 а также Маккавей.  Все эти названия связаны с определёнными важными событиями.   

                                            

Первый СПАС

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен 
в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился 
в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду
 для исцеления болезней . Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом
 жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту,
 на котором был распят Христос, пили освященную в церкви воду и получали долгожданное
 здоровье.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли.
 Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая 
была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два
 священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. 
Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей
 молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в 
Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и,
 приложившись к образу, пошли против врага. Болгары были разбиты и обращены в бегство.
 По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над
 сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили
 огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери 
и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны
 были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя
 Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти,
 и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и  Пресвятой Богородице.
Мокрый СПАС

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется
 воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего 
установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник
 иногда называют «Мокрый спас». 

Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, 
а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды.
 После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть 
болезнь, сглаз и др. После «мокрого Спаса» уже не купались: лето клонится к закату, вода 
«цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
 Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. 

МАККАВЕЙ
Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских,
 которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное 
мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл,
 а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя 
Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в
 Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм,
 поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву
 закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же 
мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония.
 Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву
 языческим богам.
Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан 
ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один 
за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил
 святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но 
мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо
 перенёс муки, как и его старшие братья.
После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной 
молитвой Богу и скончалась.
Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей,
 которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, 
одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Медовый СПАС

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом?
 К этому времени поспевает мёд нового сбора, пасечники приступают к сбору и этот мёд, 
конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря
 Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение 
Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». Считалось, что 
если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции 
разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня. После освящения меда в этот день 
угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже
говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».
                              
Обряд освящения мёда

У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды высматривали,
 осеняли крестным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. 
Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в 
употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял 
«новую новину» и начинал святить принесённый в сотах мёд. Дьяк собирал «попову долю».
 Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов 
с Медовым Спасом. А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. 
Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом 
лопуха в руках. Они получали «ребячью долю», после чего пели:
Дай, Господи, хозяину многия лета, 
Многия лета — долгие годы! 
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить 
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение. 
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!

В этот же день по давней традиции совершается освящение лекарственных трав и мака.

Как проверяли качество мёда?

В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов
 благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих
 болезней.
          Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие 
ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных
 и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих
 внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.
Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух 
способах определения качества меда.
Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа 
ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он 
достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед 
не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.
Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий ( «М» или «2М») карандаш. Если 
темнеет от графита, значит, мед не качественный.
Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о 
подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.
Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на
 радость домашним.
РЕЦЕПТЫ
Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали
 множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи.

Постная медовая коврижка

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки
 разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 
0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.
В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд.
 Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, 
пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить ,чтобы не было
 комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало 
густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и 
присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.
Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или
 вареньем.

 Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, 
толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень
 крутым, но и не жидким).
Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом
 противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

 Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды. 
В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту 
и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.



Салат медовый
2 моркови; 2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.
Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить 
медом и лимонным соком.

                                                               Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.
Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, 
небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим
 для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере
 выкипания, добавляя горячую воду.
Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду.
 При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в
 теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через 
день-два после того, как мед сварен.
Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая
 (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель 
(лучше несколько раз).
Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет
 через год хранения в прохладном месте.

ПОЗДРАВЛЕНИЯ с праздником
С праздником большим всех вас!
К нам пришёл медовый спас: 
Мёд сегодня освящаем,
Жизни сладкой всем желаем,
На столе будут блины,
Медовик и пироги.
Пусть святой волшебный мёд
Вам здоровья принесёт!
                    ***
Медовый Спас благоухает,
Людям добро и свет несет.
Янтарным блеском мед сверкает,
Сердце от радости цветет.
Желаю жизни сладостно-медовой,
Чтоб снизошла к вам божья благодать.
Семья была чтобы большой, здоровой!
Любви вам, счастья! Горестей не знать
                     ***
Середина августа, у нас Медовый Спас,
С праздником медовым поздравляю вас,
Жизнь пусть будет сладкой, радостной у вас,
Пусть подарит счастье вам Медовый Спас!
Пусть течет рекою в доме вкусный мед,
Пусть, в рот попадает и по усам течет,
Веселою улыбкою, Медовый Спас встречайте,
Всей семьей и всей родней, праздник отмечайте!

Комментариев нет:

Отправить комментарий