пятница, 10 января 2014 г.

Доклад на педсовете

Доклад на пед совете:
«Работа классного руководителя по взаимодействию с семьёй»

Особое значение среди факторов, влияющих на формирование «трудных» подростков, или подростков с девиантным поведением,  имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья. В настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. В рамках негармоничных семей выделяют такие семьи:
1.                Деструктивная семья - отличается прежде всего изолированностью отдельных ее членов, которая препятствует взаимопониманию и в то же время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. Основной порок деструктивной семьи – отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных контактов между отдельными ее членами.
2.                Распадающаяся семья – семья в которой конфликт между родителями достиг апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены и дети. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным.
3.                Распавшаяся  семья – семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней контакты (так называемые «приходящие» отцы и матери).
4.                Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи на формирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если она психически не больна и не ведет асоциальный образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей и без отца.
5.                Ригидная псевдосолидарная семья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота.
            В неблагополучных семьях встречаются следующие виды неадекватного воспитания – безнадзорность, эмоциональное отвержение, чрезмерная строгость и требовательность к ребенку, воспитание в условиях жестких взаимоотношений, насилие и физические наказания, чрезмерное восхищение ребенком и гиперопека.
          Исследования, проведенные учёными, показывают, что значительная часть родителей (около 43 %) не ставят перед собой специальных задач по воспитанию детей школьного возраста, считая, что эту обязанность должна выполнять школа. Во многих семьях родители затрачивают на непосредственное общение с детьми в среднем не более 20 - 45 минут в день. Такая тенденция опасна тем, что в трудных жизненных ситуациях подростки могут обратиться за помощью к лицам с асоциальной направленностью, которые, оказав подчас сомнительного характера помощь, становятся значимыми в жизни ребенка и оказывают в дальнейшем существенное влияние на его поведение.
Однако бывают случаи негативного поведения детей из вполне благополучных семей, ведь семья не единственный источник  социализации ребенка в сложном, противоречивом, постоянно изменяющемся обще­стве. Воспитание ребенка в семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институ­тов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильностью по­литического положения и т.д.
Всем известно, что у детей с легкой умственной отсталостью один из главных путей научения девиантному поведению - наблюдение за чужим отклоняющимся поведением. Так, например,  дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению.

         В моём 6-б классе обучаются 9 человек, из них двое сирот, двое – приехали из района. А остальные 5 человек – городские дети. Наблюдая за этими детьми, я сделала выводы, что каждый из них имеет отклонения в поведении: проявляют агрессию друг к другу и к взрослым; обзываются и сквернословят; пропускают уроки без уважительной причины; ходят не аккуратные, без школьной формы. У каждого свои девиации в поведении.
Для того, чтобы изучить первопричины данных девиаций, начинаю изучать семьи данных учащихся. Из пяти семей все семьи неполные, учащихся воспитывает мать, малообеспеченные.  Благополучными можно считать только семьи Заянковской Яны и Надёжкина Дениса, что очень сильно влияет на меньшее количество девиаций у этих учащихся.
Регулярное личное посещение учеников дома является важной частью педагогической деятельности классного руководителя. Во время этих посещений провожу  изучение условий их жизни и воспитания на месте, согласовываю  и координирую  с родителями совместные меры по устранению девиаций в поведении ученика. Во время посещений выясняю не только бытовые условия, но и организацию семейного воспитания. Обращаю внимание на саму атмосферу дома, отношения между членами семьи, формы общения с ребёнком и его ответы родителям и родным. Задаю много вопросов  о режиме дня моего подопечного, о его друзьях, развлечениях и хобби.  Чем больше знаний о детях, их жизни,  накопятся у педагога, тем легче будет общение  классного руководителя с учащимся и его родителями, ведь только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей, родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам. Кроме того,  педагогу будет легче давать педагогические консультации  и проводить беседы с родителями по  темам: «Режим дня школьника», «Контроль родителей за учёбой и поведением ребёнка», «О вредных привычках»,  «Организация труда ребёнка в семье», «Организация совместного досуга»,  «Обязанности родителей по воспитанию их несовершеннолетних детей» и т.д.
  Когда я посещаю  семьи, то стараюсь придерживаться   определённых правил:
- проявлять высокий такт в разговоре с родителями;
- начинать разговор всегда с похвалы и комплиментов;
- исключить жалобы на ученика, а говорить о проблеме и путях её решения;
- стараться беседовать в присутствии ученика, при этом не предъявлять претензий родителям;
- советы и рекомендации давать не навязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможностей семьи;
- выдвигать совместные проекты, договариваться о конкретных совместных делах;
- не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных ситуациях, выражать осторожный оптимизм.
Ведь часто именно непрофессиональная  работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и его школы.
Являясь классным руководителем данного класса все городские семьи класса были мною посещены, особенно много внимания уделяется семьям Куренкова Александра и Гаер Игоря. Причинами моего  повышенного внимания данным семьям являются отсутствие надлежащего контроля со стороны матери,  склонность матери к алкогольным напиткам  и, как следствие, девиантное поведение подростков.
Каждый раз, посещая семью, я оформляю Акт обследования семьи,  в котором записываю все свои наблюдения, даю прочитать записи родителям и прошу расписаться в акте. Эти акты необходимы не только для отчёта, но это и  накопление  материала для привлечения родителей в некоторых случаях к административной ответственности. До такого привлечения я несколько раз предупреждаю родителей о таких возможных действиях школы. До взысканий по административным нарушениям родители вместе с учащимися приглашаются в школу для бесед или на Совет профилактики. Обычно такие профилактические меры бывают действенны. Например, после такой работы с Куренковыми, намного уменьшились пропуски учащегося, уменьшились агрессивные действия по отношению к девочкам класса и малышам.
Иногда, после посещения семьи, видя её бедственное материальное положение, я подаю ходатайство социальному педагогу об оказании  материальной помощи ребёнку. Так, в этом году был одет в школу Куренков Александр, была оказана помощь Гаер Игорю. Иногда, после бесед с родителями я обращаюсь за советом и с просьбой побеседовать с ребёнком, провести необходимые тренинги, к нашим школьным психологам.
Достигнуты положительные результаты  в работе с семьёй Заянковской Яны – она перестала пропускать школу без уважительной причины, стала более спокойной. Налажен двусторонний контакт с Надёжкиной Натальей Александровной и Харитоновой Викторией Викторовной. Эти родители стали больше беспокоиться о своих детях, о их успехах в школе и стали предупреждать классного руководителя о причине  отсутствия детей в школе.
Пропусков в классе также стало меньше. У Гаер Игоря во 2 четверти было 33 пропуска без уважительной причины, а в этой четверти только 12.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что работа с семьями школьников должна быть систематичной и разнообразной, тогда будут и результаты по преодолению девиантного поведения у учащихся. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий