пятница, 29 января 2010 г.

Защита педагогического опыта

Муниципальное  Специальное Коррекционное образовательное учреждение школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.



                            


                  Зверкова Евгения Геннадьевна
             Классный руководитель 7 – Б класса



                                    г.Амурск , 2010 г.


         КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР


1. Ф.И.О.        Зверкова Евгения Геннадьевна
2. Год рождения:  1970.
3. Образовательное учреждение:  МСКОУ 8 вида школа-интернат
4. Должность: учитель биологии; классный руководитель 7-Б класса
5. Специальность по диплому:  Преподаватель биологии и географии.
6. Педагогический стаж:  13 лет.
7. Тема опыта: « Роль воспитательной системы в формировании коллектива и        
      личности»
8. Период формирования опыта:  2007 – 2010 год.

           
  
                                Содержание.

1. Актуальность опыта.                                                                    Стр.4
2. Коллектив и его особенности:
    2.1 Понятие коллектива.                                                               Стр.5
    2.2 Особенности учащихся с ограниченными
          возможностями здоровья                                                        Стр.9
3. Моя воспитательная система и её роль в формировании
    классного коллектива и личности учащегося                              Стр.11
4. Результативность опыта                                                                  Стр.22
5. Литература                                                                                        Стр.26
6. Приложения.                                                                                     Стр.27
                     

                
1.            Актуальность опыта.  
     На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой. Исходя из этого, можно сказать, что один из принципов отечественной педагогики - "обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности", выражает стремление общества к удовлетворению потребностей лиц, имеющих нарушения в развитии, не только в коррекции существующих дефектов, воспитании и образовании, но и в социальной адаптации.
     Актуальность нашего опыта, посвященного особенностям формирования коллектива учеников с нарушением интеллекта, подчеркивается особой важностью проблемы, так как именно в коллективе коммуникативные способности должны повлиять на развитие личности умственно отсталого ребенка. Но следует отметить, что эта деятельность в коррекционной школе имеет свою специфику и особенности.
  В проблемах общения учеников с нарушением интеллекта основное внимание уделяется межличностному пониманию в учебно-воспитательном процессе, а также выявлению характера влияния этого понимания на взаимодействие учащихся.
     Задача обобщения опыта: разработка воспитательной системы, применение которой способствует созданию наиболее благоприятных условий для развития коллектива детей с ограниченными возможностями здоровья.




                      2. Коллектив и его особенности.
2.1. Роль коллектива в развитии личности.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, струк-туры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой сто-роны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного разви-тия, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воз-действие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятель-ности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богат-ство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.
Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд об-щественно значимых умений и навыков.
С психологической точки зрения важно, что коллектив представляет собой общественный организм, в котором формируются общественные связи ребенка, происходит его психическое развитие. Наряду с признаками любого коллектива, характеризующими его как социальную среду, как условие воспитания и т.д., в детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися. Именно этим обусловлены его особые воспитательные функции.
Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неогра-ниченные возможности для реализации физического и художественного потен-циала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует со-держательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональ-ному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправ-ленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луна-чарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всесторон-нее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, кото-рая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, -- писал он, -- воспитать человека, который был бы кол-лективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности  личности.
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступ-лениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути фор-мирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.
Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации вос-питанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко.
Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы.
“Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста”, - говорит Макаренко в статье “Некоторые выводы из моего педагогического опыта”.
Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив - часть  общества: “через коллектив каждый его член входит в общество”.
Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса.
В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др). При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отно-шения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоя-щих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшест-вующими поколениями.
Детский коллектив -- основная база накопления детьми позитивного социаль-ного опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства мас-совой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллек-тиве его освоение специально планируется и направляется педагогами-профес-сионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих кол-лективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и, прежде всего, классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вы-нужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойствен-ны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебре-гать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятель-ность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабли-ваться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накоп-ления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного про-тивопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к фор-мированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гума-низм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
2.2. Особенности формирования коллектива учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель коррекционно – воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по воз-можности в семье и в трудовом коллективе.
Дети риска  часто имеют проблемы социального характера. Достаточно извес-тным фактором являются нарушения отношений со взрослыми. Ребенок не го-тов принять относительную условность делового общения, правил и норм пове-дения в школе и может вести себя с учителем, как с близким человеком- мамой, бабушкой - капризничать или, наоборот, держаться отдаленно, обособленно, с напускной беззаботностью, безучастностью. Большая проблема для умственно отсталых детей - войти в детское сообщество, действовать самостоятельно и вместе с другими детьми. Одни из них не умеют сблизиться, подружиться с ре-бятами, поэтому переживают - чувствуют себя одиноко, лишними, чужими. Другие дети - общительны, но при этом проявляют грубость, агрессию, стре-мятся подчинить, подавить сверстников. Эта модель поведения вызывает конф-ликты, слезы, напряжение. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, - это дети которым плохо, они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимыми и не заслуживающими любви.
Еще одна группа типичных нарушений. Некоторые дети очень неуверены в себе. “Не знаю”, “не умею”, “не буду”, “не могу” - главные установки в их деятельности. Есть школьники с завышенным самомнением. Они претендуют на право быть главными персонами учебного процесса, ориентированы только на успех, но трудиться не умеют.  Разочарование в несбывшихся ожиданиях, тяжелые переживания, перенос вины на других - родителей, учителей, товари-щей - рождают конфликтные отношения.
Известно, что внутренний дискомфорт - напряжение, переживания, стрессы - уничтожают созидательные усилия школы по обучению и развитию детей. Если не скорректировать экологическую среду отношений, среду “обитания” детей, не удастся обеспечить продуктивного усвоения знаний. Ребенок - частица окружающего мира.
Для построения продуктивных отношений детей друг с другом, формирования коллектива, познания состояний “вместе”, резонанса ощущений самочувствия души, рождения дружбы, товарищества, братства, референтности коллектива необходима систематическая содержательная воспитательная работа.


   3.  Моя воспитательная система.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.
Известно, что, когда ребенок счастлив и находится в мире с самим собой, он переносит эти чувства на окружающий мир. Позитивные мысли и чувства рождают самоуважение, достоинство.
Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний школьник.
 Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.
В своей воспитательной работе стремлюсь, чтобы все общечеловеческие ценности составляли основу деятельности класса, проявлялись в общении и отношении не только в классе, но и вне класса, постепенно превратились бы в ценностные ориентации личности каждого ученика. Соблюдение субординации при обращении с детьми, безусловно, но всё же, быть с ними на равных очень важно для общения.
Деятельность по моделированию воспитательной системы класса можно представить как трёхэтапный процесс, проектируемый учителем:
1.     Диагностика. Для получения необходимой информации использую социометрическую матрицу, анкеты.
2.     Организация общения. Опорными моментами выступает совместное планирование творческого дела; совместный выбор главного направления в работе; подготовка и проведение творческого дела.
3.     Организация взаимодействия. Это побуждение к деятельности через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика.
Всё вышесказанное определило основное направление в работе – отношения между учащимися класса и взрослыми осуществлять по принципу сотрудничества. Отношения в классе должна характеризовать формула:
          ТРИ Д: доверие + доброжелательность + диалог.
Сущность воспитательной системы класса характеризуют такие понятия, как «добро», «доброта», «коллектив», «уважение», «доверие», «индивидуальность», «самостоятельность», «сотрудничество», «взаимопомощь».
          Основная цель моей воспитательной работы:
Создание в классе условий для самореализации и саморазвития  личности обучающихся, их успешной социализации в обществе.
            Основные задачи:
1.     Формирование и развитие коллектива класса.
2.     Создание благоприятных условий для обучающихся
3.     Формирование здорового образа жизни.
4.     Гуманизация отношений между обучающимися.
Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:
1.     Принцип открытости: учащиеся участвуют в жизни класса совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения воспитателя с учётом своих интересов, потребностей и желаний.
2.     Принцип деятельности; учащимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты.
3.     Принцип свободы выбора: учащимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учётом их возможностей, интересов, личных качеств.
4.     Принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях.
5.     Принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнёра по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности.
6.     Принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.
Особая роль в системе классного сообщества отводится самооценке, воспитанию коллективом, самостоятельности, исправлению своих ошибок.
Доминирующий вид деятельности, способствующий формированию класса:
Игры, игры-путешествия, беседы, коллективная творческая деятельность, уроки-общения, соревнования, тренинговые занятия, конкурсы, викторины, участие в школьных праздниках, занимательные игры.
Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия:
- Работа с коллективом воспитанников.
- Индивидуальная работа с воспитанниками.
- Работа с родителями.
- Работа с коллективом педагогов, работающих в классе.
- Работа с социально-психологической службой школы.
Формы индивидуальной работы с учащимися:
Беседы, контроль успеваемости и посещаемости уроков, вовлечение учащихся в коллективные дела класса и школы.
Формы работы с родителями:
Организационные родительские собрания, лекторий для родителей, индивидуальные консультации специалистов (социального педагога, психолога).
Формы работы с педагогами, работающими в классе:
Беседы, консультации для классного руководителя и родителей, посещение занятий, проведение совместных классных часов.
Формы работы с психологом школы:
Диагностика и анкетирование, индивидуальные консультации.
Формы работы с заместителем директора по УВР и социальным педагогом школы:
Курирование малообеспеченных, неблагополучных и многодетных семей, учащихся, находящихся под опекой; оказание социальной и материальной помощи; контроль успеваемости и посещаемости подростков «группы риска»; Совет профилактики; рейды с милицией в семьи учащихся на внутришкольном контроле и на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних; индивидуальные консультации.
     Не от рождения дети несут в себе добро и стремление к счастью. Эти качества – результат незаметного воспитания посредством создания условий для самовоспитания. Секрет сотрудничества состоит в том, как эти условия создаются, в чём состоит организаторская деятельность учителя как старшего товарища. В этом плане следует отметить два основных момента:
- побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика;
- творчество обязательно во всём, потому что дети, освобождённые от назойливой опеки старших, но погружённые в условия необходимости поиска самостоятельных решений, всё делают творчески, с полным напряжением внутренних сил.
     Для творческого общения полезны правила Д.Карнеги:
1.     Искренне интересуйтесь другими людьми.
2.     Улыбайтесь.
3.     Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
4.     Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
5.     Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6.     Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Для себя я составляю ориентировочную программу всей воспитательной деятельности на весь выпуск.

Исходя из поставленных задач определились основные направления воспитательной работы:
1.  В здоровом теле - здоровый дух
2. Духовно-нравственное воспитание
3. Эколого-патриотическое воспитание
4. Трудовое воспитание

Данные направления воспитательной работы выполняют различные функции:
Раздел: «В здоровом теле – здоровый дух»
– здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая функции. Эта грань культуры личности имеет своей целью сохранение и укрепление здоровья детей как условия существования и развития других сторон образа жизни. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков умственно отсталых всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания детей с интеллектуальными недостатками. Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой, безусловно, будет способствовать адаптации любого нормального ребенка, а тем более умственно отсталых детей в окружающем мире.
Духовно – нравственное воспитание. Данное направление способствует формированию основных духовных ценностей культурной личности. В этом направлении выделяются нравственная культура, эстетическая культура, этическая культура и др. Оно включает в себя культуру общения, взаимодействия, культуру поведения, культуру коммуникативной толерантности и др. Правильное поведение в обществе должно формироваться у ребенка, начиная с самого раннего возраста.
Важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное. Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом воспитания.
Развитие нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, все это является необходимым элементом правил поведения в обществе.
Воспитание правил культурного поведения, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие умственно отсталых. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта.
Актуальность проблемы вхождения умственно отсталых в современно общество всегда будет стоять на первых местах в проблеме воспитания детей с интеллектуальными недостатками. Умственно отсталый ребенок, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие навыков общения выходит на первый план при воспитании таких детей.
Проблемами формирования навыков общения у умственно отсталых детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Маллер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
Психическое развитие ребенка начинается с процесса коммуникации.
В условиях коммуникации формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Коммуникация имеет огромное значение для развития личности: именно в процессе нее усваивается опыт, накапливаются знания, формируются духовные потребности, эстетические чувства, складывается характер.
Конечно, мы любим праздники и развлечения. А я, как классный руководитель вижу в них огромный потенциал для сплочения классного коллектива и для привлечения родителей к школьной жизни.  Большой интерес у ребят вызывает издательская деятельность, к которой они приобщаются через создание классных газет к различным праздникам.
Трудовое воспитание. Главная цель данного направления воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Участие в труде коллектива обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.
    Эколого-патриотическое воспитание.
Включает формирование у детей и подростков морально- психологических качеств и специальных прикладных знаний, умений и навыков, необходимых человеку и определяемых понятие «гражданин».
Гражданин – человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Гражданин протестует против всякого насилия, разрушения культурного наследия. Гражданин не может равнодушно смотреть на то, как гибнет природа его края.
И только любящий гуманный гражданин способен создать новое, ранее не существовавшее, неповторимое, необыкновенное, что называется творчеством.
Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств ребенка, обучающегося в режиме коррекции, отводится общению с природой.
 Мероприятия, проводимые по различным разделам воспитательной системы.
Раздел воспитатель-ной  системы                                                                     
Цели и направления  работы           
  Мероприятия, проводимые в классе.
1. Трудовое воспитание
-Формирование человека, готового к выполнению всех функций труженика.
-Воспитание социально адаптированных к жизни в обществе людей.
Генеральные уборки.
Мытье и утепление окон.
Украшение кабинета к праздникам (Новому году, 8 Марта, День Победы).
Оформление классного уголка.
Изготовление новогодних костюмов, масок, снежинок и гирлянд)
Выпуск праздничных газет.

2. В здоровом теле – здоровый дух.
- Поддержание физического, духовного и психического здоровья детей.
- Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
- Научить заботиться об окружающей среде и своём здоровье, соблюдать режим дня, гигиенические нормы и культуру быта.
-Формировать правильное отношение учащихся к урокам физкультуры, к занятиям спорта.

День здоровья.
Спортивные соревнования по пионерболу, баскетболу, волейболу.
Шашечный турнир.
Турнир по настольному теннису.
Весёлые старты.
Экскурсии в парк.
Походы на городскую ёлку «Эх, зимушка-зима».
Классный час – соревнование «А ну-ка, мальчики».
Акции: «За здоровый образ жизни», «Сигарете – нет, конфете – да», «Неделя здоровья»
Тематические классные часы: «Курить – здоровью вредить», «Путешествие в Спортландию», «Как быть здоровым?», «Роковой попутчик», «Правила дорожного движения», «Противопожар-ная безопасность в помещении», «Мой режим дня».
Конкурсы рисунков по ПДД, о вреде курения.
Эстафета «Зоологические забеги»
3. Эколого-патриотическое воспитание.
-Расширить представления ребят о правах и обязанностях учащихся, как о гражданах России.
- Знакомить ребят с историей нашего города, с природой нашего края.
-Научить быть приветливым амурчанином.
Классный час «Беспредел политических репрессий»
Классный час «Хабаровский край на карте Родины»
Конкурс рисунков «Сбережём лес от пожара»
Классный час к Дню Победы «Урок мужества»
«Смотр страны Дальневосточной» к 23 февраля.
Сбор макулатуры.
4. Духовно-нравственное воспитание.
- Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своего класса, своим друзьям.
- Помочь каждому ребёнку познать самого себя, осознать свою индивидуальность.
- Развивать у учащихся чувство взаимного расположения.
Социометрические исследования.
Конкурс «Самый дисциплинированный класс», «Конкурс вежливых ребят».
Классные часы – тренинги: «Будем дружить», «Друг – это важно», «Я и одноклассники», «Наш класс», «Мы – похожи, мы – вместе».
Подготовка концерта к 8 марта для мам и бабушек.
Разучивание стихов к Дню учителя, к 8 Марта, к Дню Пожилого человека, к Празднику труда.
Тематические классные часы: «История чая» с проведением чаепития; «Первое сентября – день Знаний»; «Дружные, умелые, ловкие и смелые», «Природный калейдоскоп», «Час юмора и смеха».





4. Результативность опыта.
Процесс анализа — трудоемкая работа, тре­бующая значительных усилий. Умение анализировать способствует повышению качества воспитательной работы, помогает увидеть действительные достижения и конкретные недостатки в работе, определить перспективы развития воспита­тельной системы. Анализ поможет любому организатору воспитания опре­делить цели, задачи и содержание воспитательной работы на будущий год.
К основным методам исследования коллектива относятся: педагогические наблюдения за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения испытуемых.
     Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным воспри-ятием деятельности, общения, поведения личности в целостности динамике их изменения. Наблюдения должны носить систематический характер.
     Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются.     Всё чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению.
Каждый учебный год начинается и заканчивается социометрическим исследованием классного коллектива (с применением социометрической матрицы Р.Желя), которое помогает:
1.     Выявить лидеров класса (это не всегда можно увидеть посредством наблюдения)
2.     Отследить наличие групп и их взаимодействие между собой.
3.     Увидеть динамику межличностных отношений в коллективе.
4.     Понять, кто из ребят чувствует себя дискомфортно в коллективе.
Результаты моих усилий по сплочению коллектива можно определить благодаря социометрии, проводимой в классе в течении трёх лет.
     Характеризуя социально-психологический статус учащихся в классе за три года можно заметить положительные тенденции. Например, число взаимных выборов увеличилось у детей изолированных и даже отвергнутых.
                         Взаимные выбора среди учащихся класса
     Ф.И. учащегося
        5 класс
         6 класс
     7 класс
 Свирид К.
           0 чел.
           1 чел.
   1 чел.
 Косенко А.
           1 чел.
           2 чел.
   2 чел.
 Манжурова О.
           1 чел.
           3 чел.
   3 чел.
 Курбанов А.
           1 чел.
           2 чел.
   5 чел.
 Чмелёв Антон
           1 чел.        
           2 чел.
   -
  Чекина Юля
           -
           0 чел.     
  1 чел.

   По сравнению с 5 классом стало меньше взаимоконфликтных пар:
5 класс – 6 пар;  6 класс – 5 пар; 7 класс – 3 пары.
   Но социометрия не раскрывает полностью стадий развития коллектива, так как социометрический статус отражает только положение члена группы в системе межличностных отношений, определяемое числом предпочтений, отданных остальными членам, но всё-таки может немного приоткрыть занавес развития отношений в классе. Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Включенность следует понимать как адекватное или неадекватное участие личности в жизнедеятельности коллектива, в реализации его целей. В случае адекватного участия, у учащегося проявляются инициатива, активность, стремление внести как можно больший вклад в коллективные дела, действовать так, чтобы поддержать «организационный дух» коллектива. В случае же неадекватного участия проявляется либо безотчетное следование за коллективом («Я, как другие»), либо равнодушное отношение к нему вплоть до негативного («Ну, я вам покажу, вы меня еще узнаете...»).
Включенность, как участие в делах коллектива, определяет и линию поведения учащегося: он высказывает свое мнение, делает критические замечания товарищам, побуждает сверстников к выполнению обязанностей, участвует в голосовании при выборе актива, выполняет конкретные дела, общественные поручения и т. п. При этом оказывается, что линия поведения во многих ситуациях как раз и характеризует его включенность.

Сравнивая результаты исследования активности учащихся в 2007 – 2008, 2008 – 2009 и 2009 – 2010 учебных годах, можно сделать вывод, что имеет место тенденция к повышению уровня активности учащихся. Количество школьников с высоким уровнем общественной активности возросло на 17 %, а количество учащихся с низким уровнем активности сократилось на 13 %.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы:Уч.пос.-М.:Просвещение,1977.-112с.
2. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей.-М.:Аграф,2002.-128 с.
4. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред. Дульнева Г.М. "Просвещение". М, 1997
7. Гонеев Александр Дмитриевич и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Н.И.,Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия, 2005.-280с.-(Высшее образование).
9. Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей. М., АПН РСФСР, 2001.
12. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века.-М.:НПО"Образование",1995.-400с:илл.
16. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. зав./Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Академия,2006.-144с. -(Педагогическое образование).
19. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пос.для учителей и воспитателей.-2-е изд.,испр. -М.:Просвещение,1983.-104с.
21. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика):Учеб. пос. для студ. дефек. фак. высших и сред. пед. уч. зав.-М.:Академия,2000.-272с.-(Высшее образование).




                     Раздел воспитательной системы:
                   «Духовно-нравственное воспитание»

Классные часы, посвященные изучению и развитию толерантности
Классный руководитель:
Зверкова Евгения Геннадьевна

Цель: познакомить с понятием «толерантность». Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны. Научить учащихся внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Сформировать позитивное отношение к другим людям. Повысить самооценку учащихся. Выработать у учащихся умение сдерживать себя по отношению к другим, умение слушать и быть услышанным.
                          
                       Классный час № 1: «Я и одноклассники»

Ведущий: Сегодня мы с вами начинаем классные часы, посвящённые нашему общению друг с другом. В нашем классе, согласно проведённой мною анкете, оказывается, более 80 % учащихся не могут открыто высказывать своё мнение на разные вопросы, а это очень плохо. Причины этому могут быть очень разные: стеснение, неумение правильно выразить свои мысли, быть неправильно понятым и поднятым на смех. Вот поэтому мы и будем проводить данные классные часы. Они будут называться тренингами.

Введение в мир тренинга: что это такое (5 мин.)
Слово тренинг произошло от  англ.  «тренировка». 
Что можно тренировать? (мышцы - на уроке физкультуры,
память и ум - на уроке истории, литературы, математики; руки - на уроках
труда).
Цель же нашего тренинга: тренировка умения жить, общаться с
окружающими    людьми:    родителями,    одноклассниками,    сверстниками,
учителями.

«Правила проведения тренинга»: (3 мин.)
При проведении тренинга мы будем придерживаться особых правил работы.
        Можно говорить все, что ты думаешь.
        Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не
смеется, не оценивает других).
        Все, что мы будем здесь делать и о чем говорить, станет нашей общей
тайной.   Все,   что   происходит  во   время   занятий,   не   выносится   за
пределы группы.
        Тренинг не урок - оценок не ставят.
 • Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
Беседа «Что такое толерантность» (5 мин.)
Ведущий: «А кто из вас слышал слово «толерантность»? А что оно означает, знаете? (выслушать версии). Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Для того чтобы его понять, предлагаю послушать, как переводится с других языков это слово (можно написать каждый перевод на отдельных листах и развесить, чтобы дети могли видеть):
tolerancia (испанский) - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительным;
tasamul' (арабский) - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
терпимость (русский) - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Итак, что такое толерантность?

Сегодняшнее наше занятие мы начнём с очень простого задания.
Упражнение «Здравствуй» (5 мин.)
Участники свободно перемещаются по классу. Ведущий; вам предлагается поздороваться друг с другом следующим образом. Если я хлопаю один раз -здороваемся руками; если два раза - здороваемся плечами; если три -здороваемся спинами.

Упражнение-активатор «Разожми кулак» (5 мин.)
Цель: эмоциональный разогрев.
Участники разбиваются на пары: один сжимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за 1 минуту. Потом партнеры меняются ролями и ситуация повторяется.
Далее следует обсуждение, кому и как удалось это сделать. Возможны варианты: силой, просьбой, легкими поглаживаниями.
Притча: «Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».
Вопрос: Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать по-другому?
Следует предупредить ребят,  что  не  нужно  ломать  пальцы  друг другу. Разжимая кулак надо стараться не причинить боль.

Ритуал прощания (2 мин.)
Класс сидит в кругу. Подводятся итоги, обсуждаются проведенные упражнения. Учитель: «Всем большое спасибо. Мне было приятно общаться с вами, было очень интересно. Буду рада всех вас видеть на следующем классном часу». Каждый участник может также высказать свои чувства.




















«Правила проведения тренинга»
      Можно говорить все, что ты                         думаешь.

      Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).

      Все, что мы будем здесь делать и о чем говорить, станет нашей общей
тайной.   Все,   что   происходит  во   время   занятия,   не   выносится   за
пределы группы.
      Тренинг не урок - оценок не ставят.

 •Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

  

















Классный час № 2 « Мы - похожи, мы – вместе»

Оборудование: листы бумаги А4 на каждого, карандаши, фломастеры.

Начинаем классный час – тренинг с повторения правил проведения тренинга.

Упражнение «Руки друга» (5 мин.)
Участники с закрытыми глазами свободно передвигаются по классу. Инструкция: вашим рукам надо найти руки одноклассников и взяться за них. Необходимо, чтобы это были руки разных участников группы и не рядом стоящих. Когда у всех участников свободных рук не осталось, им предлагается открыть глаза и хором сказать: «Здравствуй».

                     Упражнение "Мы с тобой похожи тем..."
Дети становятся в два круга с равным числом участников, образуя внешний и внутренний круг, лицом друг к другу, образуя пары. В каждой паре ученики по очереди говорят: "Мы с тобой похожи тем, что... (например, у нас одинаковый цвет волос, нам нравится какой-либо исполнитель, мы одинаково добрые и отзывчивые)". Далее внешний круг делает шаг вправо, происходит смена пар, и опять новые пары задают друг другу этот вопрос. Когда игроки совершили полный круг, они продолжают движение, но пары задают друг другу следующий вопрос: "Мы с тобой не похожи тем, что..."
                                Упражнение «У нас не так»
Разыграть сценку: (на воображаемой остановке) стоят люди (дети), а один человек сидит на корточках, что для нас непривычно. Спросить детей, что они думают об этом человеке? Почему он выбрал именно эту позу? А что нам кажется непривычным? (Выслушать и записать (на доске) все предположения детей).
Педагог: «Ребята, а вам приходилось наблюдать такие случаи в жизни (что-то необычное, на ваш взгляд, в поступках людей других национальностей)? И вы ловили себя на мысли о том, как вам не симпатичен какой-либо человек -взрослый    или    ваш    сверстник,    делающий    что-то    непривычное    или
неприличное, с вашей точки зрения. Например, мы с вами сейчас разыграли сценку на автобусной остановке. Кого-то из вас или ваших родителей этот человек, сидящий на корточках на остановке, может просто раздражать. Между тем у тюрко-язычных народов - башкир, татар, казахов - по правилам традиционного этикета беседовать стоя не принято, мужчины, даже встретившись на улице, присаживаются на землю или на корточки. Так что, сидя в такой позе на остановке, он никого не хотел оскорбить или «задеть». И если, на ваш взгляд, люди ведут себя как-то странно, не стоит спешить с умозаключениями и с оценками, лучше постараться узнать и понять другую культуру. Эти знания - ценный багаж в любой ситуации».

Упражнение «Общий рисунок» (5 мин.)

Всем участникам тренинга раздается по листу формата А4. Цветные карандаши, ручки, фломастеры дети приносят с собой (предупредить заранее). Под музыку за одну минуту ребята рисуют что-то на свободную тему. По сигналу ведущего все одновременно передают свою начатую картину соседу слева, и тот за одну минуту пытается внести что-то свое в картину, т.е. дорисовать то, что считает нужным. И так до тех пор, пока рисунок не вернется к хозяину. По окончании упражнения обсуждаются вопросы:
Понравилось ли то, что дорисовала группа? Что понравилось? Что не понравилось?
Ритуал прощания (2 мин.)
Класс сидит в кругу. Подводятся итоги, обсуждаются проведенные упражнения. Учитель: «Всем большое спасибо. Мне было приятно общаться с вами, было очень интересно. Буду рада всех вас видеть на следующем классном часу». Каждый участник может также высказать свои чувства.












  РАЗДЕЛ: «Эколого-патриотическое воспитание»     

 Классный час «Мой родной край»
                        6 класс, школа-интернат.

Задачи: 1. Обобщить знания детей о Хабаровском крае.
              2. Развивать познавательный интерес к региональному   
                  компоненту.
              3. Коррегировать память, формировать умение выделять   
                  правильный ответ.
              4. Формировать толерантные качества: умение       
                  слушать друг друга, уважать мнение других.
ВЕДУЩАЯ:
1. Слайд № 1
                 Моя крепость и надежда –
                 Милый сердцу край.
                 Территория медвежья,
                 Приамурский «рай».
2. Слайд №2
                 Всё мне дорого и мило,
                 Всё здесь радует глаза.
                Там на нерест рыба плыла,
                Над тайгой прошла гроза.
3. Слайд № 3
                  Милы сердцу и любимы
                  Мной амурские луга.
                  Позолотами любыми
                  Вышивается тайга.
4. Слайд № 4
     Хабаровский край – один из крупнейших краёв Российской Федерации.
     Он протянулся с севера на юг на 1800 км – это почти в 5 раз больше, чем расстояние от Амурска до Хабаровска.
     С Востока берега края омываются водами Тихого океана, а на юге проходит граница с Китаем.
     Походы русских землепроходцев 17 века: Ивана Москвитина, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова позволили открыть и освоить территорию нашего края.
     В 2008 году мы отмечали 70-тилетие Хабаровского края. 20 октября 1938 года Дальневосточный край был разделён на 2 самостоятельных края: Хабаровский и Приморский. Эта дата считается днём рождения Хабаровского края.
     Наш край назван Хабаровским, а главный город края Хабаровском в честь одного из отважных русских землепроходцев 17 века Ерофея Павловича Хабарова.
5. Слайд № 5
     Всех, кто приезжает в Хабаровск, на вокзальной площади встречает монумент богатыря в доспехах и казацкой папахе. Он словно олицетворяет в себе мужество и величие наших предков.
     У каждого государства и у каждого края есть свой флаг и герб.
6. Слайд № 6
     Прямоугольный флаг разделён волнообразно на 3 части:
Голубой цвет – это символ красоты, мягкости, величия. Он символизирует обширные водные ресурсы края;
Зелёный цвет – цвет надежды, радости, изобилия. Он обозначает уникальную флору и фауну нашего края, «бескрайнее море тайги»;
Белый цвет – символ чистоты, добра, невинности. Он отражает безоблачное, мирное небо, чистоту помыслов жителей края.
7. Слайд № 7
     На Гербе Хабаровского края в виде щита серебряного цвета, в центре изображена фигура Белогрудого медведя, сидящего на задних лапах. Он передними лапами бережно удерживает исторический герб города Хабаровска. Медведь с незапамятных времён является символом, олицетворяющим Россию, а белогрудый медведь является нашим дальневосточным эндемиком, хозяином тайги. Медведь изображён «вооружённым», о чём говорит раскрытая пасть, красные глаза и язык. Он символизирует мощь и неприкосновенность дальневосточных рубежей России:«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
8. Слайд №8
     Три четверти территории края занимают горы и нагорья, писатель Арсеньев назвал Хабаровский край «страной гор». Самые крупные горные системы: Сунтар-Хаята (север), Джугджур, Сихотэ-Алинь (правый берег Амура). И лишь по берегам рек и озёр равнинные территории.
     Очень много в нашем крае рек и озёр. Здесь протекают большие реки – Амур, Бурея, Хор, Гур, Тумнин и почти 120 тысяч малых рек. Давно и верно подмечено, что Дальний Восток начинается с Амура. Это одна из величайших рек России, по длине уступающая лишь двум рекам: Енисею и Оби. Общая протяжённость Амура – 4444 км.
9. Слайд №9
               Несравнимы просторы амурские
               Ни с какими другими в стране.
               Есть орловские, тульские, курские…
               Но Амур свой люблю я вдвойне.
10. Слайд №10  
               Посмотрите вы, люди на сильную
               Полноводную нашу реку,
               Что своей широтой семимильною
               Восхищает на быстром бегу.
11. Слайд №11
               Он Амуром по-русски зовётся,
               Ла – по-нивхски, по-ульчшски – Мангу.
               Без меня-то Амур обойдётся,
               Только я без него не смогу!
Могучий Амур дальневосточники называют Амуром-батюшкой.
12. Слайд №12
     Всего специалистам известны 22 названия реки Амур: По-монгольски – Хаара-Мурен, по-манчжурски – Салян-Ула, по-китайски – Хэйхэ, нивхи называют Ямур – «большая вода», а тунгусы Эвур – «Добрый мир»
13. Слайд № 13
     Удивительно красивы и богаты наши кедрово-широколист-венные леса, а севернее – хвойные леса – Тайга.
      Сколько замечательных растений и животных – эндемиков есть в нашем крае! Но, к сожалению, многие из них находятся на грани исчезновения и их необходимо беречь и охранять!
     Для проведения данного классного часа ребятам было дано задание найти стихотворения о животных и растениях Хабаровского края. Под информацию, найденную ими мною был создан видеоматериал. Послушаем их.
ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ СТИХИ.

14. Слайд №14
                  Не цветок, а чудо-блюдце
                  В розовом тумане,
                  Капли-слёзы с него льются –
                  Молит лотос об охране…
15. Слайд №15.
                  В местах безлюдных и глухих,
                  Врагов смертельных опасаясь,
                  На ветках елей вековых
                  Гнездо свивает белый аист.
Аист нарисован на гербе нашего города – Амурска.
16. Слайд № 16
                  Лапы – вёсла. Черепаха –
                  Словно лодка на реке.
                  В костно-кожаной рубахе
                  И в таком же колпаке.
17. Слайд № 17.
                   Рысь смела, дика, отважна.
                   Ходит гордо, ходит важно.
                   Или, затаясь, лежит
                   И добычу сторожит.
18. Слайд №18
                  Жемчужные бубенчики
                  Висят на стебле в ряд,
                  А из хрупких венчиков
                  Струится аромат.
19. Слайд №19
                  Его сезонные обеды
                  Совсем не блещут новизной:
                  Коренья, ягоды, лещина,
                  Грибы, и муравьи, и мёд,
                  Кету метровую в путину
                  Он лапой из реки гребёт.





20. Слайд № 20
                  В тайге густой нарядней всех
                  Он, маньчжурский наш орех.
                  Кто орешков наберёт,
                  Никаких тебе забот.
                  Полон ядрышками рот –
                  Ешь их, словно бутерброд.
21. Слайд №21
                  Мой знакомый-
                  Самый близкий –
                  Это тигр Уссурийский.
                  Он живёт в лесу дремучем,
                  Там, где синих гор гряда.
                  Если лес ему наскучит,
                  Он ко мне идёт тогда.
Ведущая:
22. Слайд №22
                 Край далёкий с лесами да сопками,
                 С поздней жалобой птиц – это ты
                 Разбудил голосами высокими
                 Сыновей золотые мечты.
23. Слайд №23
                  И любая берёзка знакома нам,
                  Только крикнешь – на все голоса
                   Птичьим щебетом, свистом и гомоном
                   В тот же миг отзовутся леса.
24. Слайд №24
                   Лось идёт ли по склону отлогому,
                   Головой раздвигая кусты,
                   Или рысь возвращается к логову –
                   В каждом шорохе слышишься ты!
     А сейчас мы немного поиграем, проведём викторину, чтобы проверить, как вы запомнили материал о нашем Хабаровском крае.
Для этого мы разделимся на две команды и будем отвечать на вопросы по очереди. За правильный ответ команда получает по звёздочке. А в конце викторины та команда, у которой больше звёздочек, получит приз.         
            
               ВИКТОРИНА.  (см приложение)

1.    Какое животное из ниже перечисленных не водится в   
         Хабаровском крае?
          Волк; тигр; росомаха; лев; медведь; ёж.   (лев).
2.    В каком году произошло образование Хабаровского края?
         1955;   1967;   1938.
3.    На какое расстояние протянулся Хабаровский край с севера на  
     юг?
           На 2050 м;  на 1800 м;  на 700 м.
4.    Памятник какому землепроходцу стоит на вокзальной  
     площади главного города края?
     Пояркову;  Москвитину;  Хабарову.
5.    В реке Амур обитает видов рыб:
Более 50;  более 100;  более 200.
6.    На правом берегу Амура расположен хребет Джугджур или  
    Сихоте-Алинь?
7.    Какого цвета нет на флаге Хабаровского края?
Жёлтого;  белого;  зелёного.
8.    Какие животные изображены на гербе Хабаровска?
9.    Какая птица изображена на гербе города Амурска?
10.                      Численность какого коренного народа, проживающего в Хабаровском крае наибольшая?
Нивхи; ульчи; нанайцы; эвены.
11.                      Водами какого океана омывается Хабаровский край?
       Индийского;  Тихого;  Атлантического.
12.                      С каким государством граничит Хабаровский край по суше?

Япония;  Корея;  Китай.

Комментариев нет:

Отправить комментарий